Лестница в одессе название

Потемкинская лестница

Про Потемкинскую лестницу хотя бы раз слышали даже те, кто никогда не бывал в Одессе. Эта достопримечательность является самой известной и узнаваемой в городе. По лестнице можно спуститься к морю, а с ее вершины открывается открыточный вид на Одессу.

Из скольких ступеней состоит Потемкинская лестница?

Чтобы спуститься по лестнице, придется преодолеть 192 ступени. Раньше их было ровно 200, но со временем восемь нижних разрушили. Ширина верхних ступеней значительно уже, чем ширина нижних, однако видно это только в том случае, если смотреть на нее снизу вверх. С вершины кажется, что вся лестница имеет одну ширину. Ее высота составляет 27 метров, но в длину она тянется на 142. С боков находятся парапеты из камня.

Ежегодно на Потемкинской лестнице устраивают забег на вершину. По состоянию на 2019 год рекорд принадлежит человеку, который совершил подъем за 22 секунды.

История постройки

Потемкинскую лестницу строили с 1837 по 1841 год. Проект разработали архитекторы Потье, Боффо и Мельникова. Предполагалось, что она будет являться парадным входом в город со стороны моря. Заказчиком сооружения выступал граф Воронцов. За работу граф заплатил 800 тысяч рублей, и если вам кажется, что эта сумма велика, представьте: в те годы пять рублей отдавали за хорошую здоровую корову. Над Воронцовым смеялись, считали, что его затея бессмысленна, а лестница пригодится разве что для того, чтобы Дюк мог спуститься к морю. Имеется в виду памятник дюку де Ришелье, который находится на вершине лестницы.

Существует даже легенда, что под ней существует тайный вход, через который можно попасть в Воронцовский дворец. По еще одной легенде под одной из ступенек спрятаны драгоценности, похищенные Мишей Япончиком.

Лестницу строили из песчаника, однако этот материал оказался недостаточно прочным. Через сто лет ступеньки начали изнашиваться. В 30-е годы XX века их покрыли гранитом серо-розового цвета.

Долгое время у достопримечательности не было официального названия. Ее как только ни называли: Портовая, Бульварная, Воронцовская… Разные названия встречались и в художественной литературе, и в газетах. Иногда лестницу вообще никак не именовали, потому что всем и так было понятно, о чем идет речь.Название «Потемкинская» закрепилось за ней после Великой Отечественной войны. Чуть раньше ее именовали Лестницей Потемкинского восстания, в первую очередь из-за фильма Эйзенштейна.

Вскоре после появления лестницы люди начали поговаривать о том, что прибрежные грунты не могут не повлиять на нее, и она долго не простоит. Однако, хотя реставрации и проводились, Потемкинская лестница по-прежнему стоит.

Потемкинская лестница в массовой культуре

Самое известное упоминание лестницы в культуре – это, конечно, немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» 1925 года. По сюжету матросы Черноморского флота поднимают бунт из-за испорченного мяса. Зачинщиков приговаривают к расстрелу, однако им оказывают поддержку сначала другие матросы, а затем и местные жители. Одна из самых известных сцен фильма – детская коляска, катящаяся по лестнице вниз. Как позднее говорили исследователи, расстрел моряков на лестнице – не более чем выдумка режиссера. В реальности такие события не происходили.

Упоминалась лестница и в литературе, причем писали о ней не только российские и советские авторы. Фигурировала она в романе Марка Твена «Простаки за границей» и в романе Жюля Верна «Упрямец Керабан». Что интересно, Верн никогда не видел сооружение своими глазами и знал о нем лишь по рассказам. А вот Твен действительно бывал в Одессе во время своего путешествия.

Писали про нее также Александр Островский, Виссарион Белинский, Яков Полонский, Александр Грин, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Александр Куприн и многие другие писатели.

Наконец, главной одесской достопримечательности была посвящена песня «Потемкинская лестница – восьмое чудо света». Исполнял ее Сергей Рогожин. Сегодня эту композицию мало кто помнит, но само название сохранилось в памяти людей, которые продолжают называть сооружение чудом.

Потемкинская лестница сегодня

Потемкинская лестница – излюбленное место одесситов и туристов. В день города на ней собираются люди, чтобы посмотреть салют. Рядом с ней часто проводят концерты, устраивают кинопоказы.

Приморскую улицу и Приморский бульвар также соединяет фуникулер. Его построили еще в 1902 году, но в 70-е годы власти приняли решение установить вместо него эскалатор. В 90-е эскалатор сломался, тогда фуникулер решили вернуть. Его открыли 2 сентября 2005 года, в день Одессы. В каждом из вагонов фуникулера (всего их два) может одновременно находиться до 12 человек. Подняться на вершину можно за минуту с небольшим.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Картинки и мемы для настро.
  • Прикольные и просто красив.
  • Просто гифки
  • Гифки
  • Шутки и мемы из Сети
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Картинки и мемы на все слу.
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Просто гифки
  • Всякие разные картинки
  • Просто гифки
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Так себе картинки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

История Потемкинской лестницы

Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии.

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.

После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.

Давайте вспомним историю этого сооружения …

Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867). Именно тогда, архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Архитекторы воплотили в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.

Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.

Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.

Читайте также  Эйфелева башня картинки рисунок

Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.

В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.

Лестница на Приморском бульваре под руководством Боффо, была создана из привезенного кораблями в качестве балласта триестского серо-зеленого песчаника. Опорами для лестницы служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим (сверху) из которых – устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.

В ходе реконструкции 1933 года поврежденный временем песчаник на Потемкинской лестнице был заменен на розовый гранит, а площадки вымощены асфальтом, при этом ее высота в сто девяносто две ступени составила 27 м, а протяженность — 136,47 м. Зрительный эффект (обзор сверху — площадки, обзор снизу — ступени) достигнут за счет тонкого расчета каждого элемента, а визуальная параллельность парапетов организуется за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м и 21,6 м — у его подножья.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.

Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

•Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
•По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом

Одесский писатель Юрий Олеша писал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потёмкин» вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня».

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский.

Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Хотя если вы спросите мое мнение, то я вам скажу, что легенда этой лестницы и ее фото и видео материалы кажутся на много красивее, чем то что ожидает вас на самом деле. Может быть это связано с переделками антуража вокруг и за лестницей, может по другой причине. но на самом деле я увидел обыденную, далеко не длинную лестницу, которая упирается …. в забор, за которым идет автомобильная дорога ! Как же просится, чтобы лестница выводила людей в порт, к морю или куда нибудь на площадь, открытое место. А так … кусок обычной бетонной лестницы 🙁 … ну это лично мое мнение.

Потемкинская лестница в Одессе

Потемкинская лестница — бульварный спуск в Одессе, ведущий к морю. Лестница является одним из самых узнаваемых символов «жемчужины у моря», нередко ее называют «восьмым чудом света». Потемкинская лестница выполнена в стиле классицизм, это не просто приятное место для прогулок, но и настоящий памятник архитектуры позапрошлого столетия. С вершины лестницы (у памятника Дюку Ришелье) открывается одна из самых красивейших панорам Одессы — вид на морской порт и Одесский залив.

В современной Одессе Потемкинская лестница — это центр культурной жизни. Ежегодно проводится забег вверх по ступеням. Рекордное время подъема — 22 секунды. В летнее время ступени превращаются в трибуны для наблюдения за концертами и праздничными салютами, для просмотра фильмов на открытом воздухе.

Сколько ступенек на Потемкинской лестнице

Гордость Одессы состоит из 192 ступеней, поделенных на 10 маршей. По краям ступени лестницы обрамлены каменными парапетами толщиной 2 метра. Общая высота одесской лестницы — 27 метров, а протяженность — 142 метра.

В первые десятилетия существования объекта количество ступеней Потемкинской лестницы составляло 200, но, в ходе реконструкции и модернизации портовой территории, 8 нижних ступеней были разрушены.

Ступени лестницы сужаются по мере подъема. У основания ширина ступеней — 21,6 метров, на самой верхней точке — 13,4 метра. При этом создается оптический обман: если смотреть с высоты вниз, лестница кажется одинаковой ширины. Этот эффект заметен на фото Потемкинской лестницы Одессы.

В культуре

Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».

Песня «Потемкинская лестница»

Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.

Фильм о Потемкинской лестнице

Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.

На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.

Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.

История

Потемкинская лестница была построена в 1837–41 годах по проекту архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельникова. Архитектурное сооружение было задумано как парадный, торжественный вход в Одессу со стороны Черного моря. Лестница строилась по заказу графа Воронцова (по одной из легенд, под лестницей есть тайный выход из Воронцовского дворца). Проект обошелся графу в 800 тысяч рублей. Даже в наше время это невероятные деньги — в те времена за 5 рублей можно было купить корову.

Читайте также  Мир и несвиж

В XIX веке одесская достопримечательность не имела официального названия. В разные годы ее именовали: Портовая, Ришельевская, Бульварная, Большая, Воронцовская и так далее. Историками до сих пор не подтверждено ни одно из множества названий. Изначально ступени были изготовлены из песчаника, но, спустя 100 лет, они износились. В 1933 году, в ходе реставрационных работ, ступени облицевали серо-розовым гранитом. С 1963 года Потемкинская лестница — памятник архитектуры СССР.

Как добраться до Потемкинской лестницы в Одессе

Рядом с лестницей оборудован фуникулер (слева от лестницы, если стоять к ней лицом), который соединяет Приморскую улицу и Приморский бульвар. Он был открыт в 2005 году. Подъем вверх занимает 1 минуту и 10 секунд. Два вагона фуникулера вмещают до 12 пассажиров каждый.

Остановки общественного транспорта находятся как у вершины лестницы, так и у ее подножия в порту:

  • «Морвокзал» (у подножия лестницы): автобус № 110, троллейбус № 10, маршрутные такси № 120, 190, 210.
  • «Ланжероновская» (на вершине, в двух кварталах от лестницы): автобус № 220; маршрутные такси № 117, 137, 145, 220, 221.

Карта пешеходного маршрута от остановки «Ланжероновская» до Потемкинской лестницы

Добраться до лестницы можно на такси. В Одессе функционируют службы: Uber, Яндекс.Такси и Uklon.

Потемкинская лестница, вид сверху (с Приморского бульвара): панорама на Google Maps

Видео «Потемкинская лестница в Одессе»

Почему одесская лестница — Потёмкинская?

В 1900 году в Одессе поставили памятник Екатерине II. Естественно, на Екатерининской площади, а не на площади Карла Маркса. Что характерно.

Характерно также, что не менее половины памятников императрице в России ставили по одному канону: на центральном постаменте — сама матушка-государыня, а у её ног (не скажем, что у основания) — различное количество лиц мужского пола, прославившихся и прославленных в её царствование.

И что самое характерное, на всех памятниках такого рода — в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Симферополе и в Одессе — среди различных мужских фигур одна неизменна. Григорий Александрович Потёмкин (1739 — 1791 гг.) — любимый и любящий.

Памятник основателям Одессы. Потёмкин — по центру
Фото: ru.wikipedia.org

Нахождение статуи Потёмкина на памятнике основателям Одессы (сейчас он называется так) несколько удивляет. Одесса была основана в 1794 году, через три года после смерти героя, и если Потёмкин и знал это место, то только как деревушку Хаджибей.

Но, во-первых, почему бы его, как завоевателя для царицы огромного богатейшего края, Новороссии, не поставить на памятнике в честь основания города, который с полным правом можно назвать жемчужиной этого южного края? А во-вторых, почему бы не быть памятнику Потёмкину в Одессе, где уже есть Потёмкинская лестница. Тоже, вероятно, в честь князя Таврического названная.

Памятник Екатерине II в Краснодаре. У подножия слева — князь Потёмкин, справа — казацкие атаманы
Фото: ru.wikipedia.org

А вот здесь мы вас, батенька, и поправим, как говорил вождь всемирного пролетариата в одном из многочисленных советских о нём анекдотов. Потому что название Потёмкинской знаменитая одесская лестница получила в некотором смысле контрабандно. Ну, да, контрабанду в Одессе любят. И даже, по свидетельству Остапа Бендера, изготавливают на Малой Арнаутской улице.

Как же такое безобразие получилось?

Начнём собственно с лестницы. Одесса находится на обрывистом берегу над морем. Высота обрыва достигает 35—40 метров. Вверху — нарядный Приморский бульвар, внизу — деловитый и грязноватый порт. Корабли, телеги, мелкий морской песочек, грузчики, босяки, шаланды, полные кефали…

С момента основания города спуститься сверху вниз — это была проблема. Сосланный сюда молодой Пушкин сбегал вниз по тропке. Как всегда, франтовато одетый, с тростью наперевес. Трость Пушкина была со львиной головой и очень тяжёлая. Так что вверху, на бульваре, на нее можно было опираться рассеянно и расслабленно, ожидая встречи с друзьями или со знакомыми дамами. И с дамами незнакомыми, пожалуй, тоже. А внизу, у моря, можно было при случае оборониться от какого-нибудь местного черномазого злодея, решившего «пощупать» этого пришедшего сверху загадочного господина (тоже, кстати, изрядно черномазого) или пощекотать его ножиком-пёрышком.

Коллежский советник Пушкин уж давно укатил на север, когда его бывший шеф, генерал и повелитель всего Новороссийского края Михаил Семёнович Воронцов (1782 — 1856 гг.) решил, что пришла пора соединить порт и собственно город Одессу большой и красивой каскадной лестницей. Город был богат и должен был стать красивым, по-античному величественным. Воронцов славился умом и упорством в достижении цели. Лестницу начали строить в 1837 году, а закончили в 1843.

1850-е годы. Одесский порт и лестница. Хорошо видно, как она была построена
Фото: ru.wikipedia.org

По нынешним фотографиям кажется, что огромная лестница попросту уложена на склон. Это, конечно, не так. Высокий берег из непрочных пород не выдержал бы тяжести каменных ступеней и осел. Помпезная лестница — только шкурка, прикрывающая могучий костяк, арочный мост, проложенный сверху вниз, состоящий из трёх продольных и девяти поперечных сводчатых галерей. На пересечении галерей стояли массивные столбы из местного ракушечника, которые поддерживали наклонную поверхность, а уж на эту поверхность укладывались ступени.

Особенность лестницы известна и местным жителям, и гостям Одессы. Лестница расширяется книзу. Ширина верхней части 13.4 метра, а нижняя, приморская часть, в полтора раза шире — 21.6 метр. Из-за этого нарушаются привычные законы перспективы. Если смотреть вниз, то лестница не сужается, а спадает к морю своеобразным ковром. Если стоять сверху, видны только площадки, ступеней будто бы нет. А снизу площадок не видно, и вся лестница представляется непрерывным каскадом ступеней.

Лестница соединяет площадь на Приморском бульваре, где находится памятник герцогу де Ришелье («Дюку», как его называют одесситы), и тротуар Приморской улицы, идущей вдоль Одесского порта, практически по берегу Чёрного моря. Всего лестница имеет 10 маршей по 20 ступеней в каждом: итого — 200 ступеней.

Лестница к «Дюку»
Фото: ru.wikipedia.org

Сейчас, когда внизу подняли уровень набережной, восьми нижних ступеней не видно. Лестница поднимается на 27 метров, а её длина 142 метра. Кто еще не забыл тригонометрию, может оценить крутизну подъема: 11 градусов. Ненапряжный уклон. А если еще учесть, что на длинных площадках между маршами можно перевести дух, подъём по Потёмкинской лестнице не затруднителен.

Вот мы и добрались до контрабандного названия этой достопримечательности города: Потёмкинская. Дело в том, что роскошную свою лестницу одесситы называли по-разному, но официального имени ей выдано не было. Ни до революции, ни после. Лестница и Лестница, с большой буквы Лестница. Другой такой нет.

Большевики, придя к власти много чего в Одессе переименовали: Дерибасовскую — в Лассаля, Приморский бульвар — в бульвар Фельдмана, Еврейскую улицу — в Бебеля, Екатерининскую — в Карла Маркса, как уже было сказано. А вот Лестница так Лестницей и осталась.

Еще не Потёмкинская, но уже красивая. Начало 20-го века
Фото: ru.wikipedia.org

Но в 1925 году вышел на экраны фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Фильм мощный, фильм новаторский и, вероятно, фильм на все времена. Классической стала сцена из фильма, когда детская коляска, отпущенная матерью, убитой казаками, катится по ступенькам знаменитой и величественной лестницы и, в конце концов, переворачивается. Этот эпизод лучше всякого клея склеил в сознании зрителей роскошный подъём в город из порта и название кинофильма, «Броненосец „Потёмкин“».

С тех-то пор знаменитая одесская Лестница навсегда приобрела имя и стала Потёмкинской.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии.

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Читайте также  Река что питает балхаш

Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.

После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.

Давайте вспомним историю этого сооружения …

Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867). Именно тогда, архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Архитекторы воплотили в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.

Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.

Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.

Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.

В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.

Фото 3.

Лестница на Приморском бульваре под руководством Боффо, была создана из привезенного кораблями в качестве балласта триестского серо-зеленого песчаника. Опорами для лестницы служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим (сверху) из которых – устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.

В ходе реконструкции 1933 года поврежденный временем песчаник на Потемкинской лестнице был заменен на розовый гранит, а площадки вымощены асфальтом, при этом ее высота в сто девяносто две ступени составила 27 м, а протяженность — 136,47 м. Зрительный эффект (обзор сверху — площадки, обзор снизу — ступени) достигнут за счет тонкого расчета каждого элемента, а визуальная параллельность парапетов организуется за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м и 21,6 м — у его подножья.

Фото 4.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.

Фото 5.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Фото 6.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.

Фото 7.

Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

Фото 8.

  • Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
  • По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы
  • Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как кажется визуально
  • Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей, наблюдающих за праздничным фейерверком

Фото 9.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом

Фото 10.

Одесский писатель Юрий Олеша писал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потёмкин» вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня».

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский.

Фото 11.

Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Хотя если вы спросите мое мнение, то я вам скажу, что легенда этой лестницы и ее фото и видео материалы кажутся на много красивее, чем то что ожидает вас на самом деле. Может быть это связано с переделками антуража вокруг и за лестницей, может по другой причине. но на самом деле я увидел обыденную, далеко не длинную лестницу, которая упирается …. в забор, за которым идет автомобильная дорога ! Что бы попасть в порт и к морю надо спустить в «совковый» подземный переход. Нет и не чувствуется истории и какого то шарма Одессы. Как же просится, чтобы лестница выводила людей в порт, к морю или куда нибудь на площадь, открытое место. А так … кусок обычной бетонной лестницы 🙁 … ну это лично мое мнение.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Давайте продолжим обсуждать интересные лестницы мира : Лестница турков в Италии, а вот Лестница в колодец. Вот есть такая лестница в китайское небо и даже Недвижимая лестница. А вот такими бывают Городские лестницы