Древний рим картинки

Армия Древнего Рима в иллюстрациях

Недаром сказано – лучше раз увидеть, чем десять услышать. Именно поэтому сегодня в исторических музеях на Западе все чаще рядом с собственно артефактом выставляется его реплика, сделанная современным мастером. Дело в том, что не специалисту трудно представить себе реальный вид, скажем, древнего ржавого меча или по разбитым черепкам целую вазу. В одном музее его сотрудники как-то показали мне сарматский меч и сказали: «Видите, какой у него толстый клинок – 2 см! Это сколько же он весил?!» Пришлось им объяснять, что толщина клинка у него вряд ли была больше 5-8 мм у рукояти, а к острию уменьшалась еще больше, а «толстым» он стал из-за коррозии и разрыхления поверхностного слоя, который… минерализовался со временем! Можно себе представить те басни, что они рассказывали экскурсантам о неподъемных 12-килограммовых мечах! А лежала бы рядом реплика, сделанная профессионалом, 80% вопросов отпали бы сами собой!

Но такие реплики очень дороги. А вот рисунки, выполненные художником-профессионалом, зачастую не просто информативны, они создают еще и определенное впечатление и позволяют надолго, если не навсегда (особенно, если увидел их в детстве!), запомнить то, что нужно. Хотя, безусловно, рисунок рисунку рознь и художник художнику тоже. Например, мне как-то раз понадобился художник иллюстрировать очередную книгу. Пошел к своим пензенским художникам попросил указать человека и… человека мне указали. Женщину, члена Союза художников и все такое… То, что женщина, для меня было неважно: Криста Хук, например, тоже рисует воинов и рисует их не хуже отца. Дал ей на пробу нарисовать «картинку» с рыцарем. Поменять позу, СОХРАНИВ ВСЕ ДЕТАЛИ! Казалось бы, чего проще, если ты умеешь рисовать? Но нет, в рисунке, что был мне выдан, пряжка ремня была уже самого ремня, и таких ляпов было много! А ведь рядом на столе стояла ее дамская сумочка с практически такой же пряжкой! Так что мало быть «членом», надо еще и уметь рисовать «бытовку» и уметь представлять «мелочи» того времени, что совсем нелегко.

Вот почему художников, которые рисуют воинов прошлого, на том же Западе можно буквально пересчитать по пальцам, причем даже их работы отличаются по своему качеству и знанию предмета. Вот, например, такой, известный своими работами, английский художник, как Ангус МакБрайд. О том, как появлялись его работы для издательства «Оспрей», впору рассказывать отдельно. Жил он недалеко от Кейптауна, где у него была студия, конюшня и загон для лошадей. Естественно, что помогали ему и студенты из колледжа. Он их одевал в спортивное трико, ставил в позы, сажал на коней, после чего фотографировал и рисовал уже с фото, а после «одевал» во что нужно. Отсюда такое качество собственно фигур. Тогда как даже в иллюстрациях «оспреевских» изданий некоторых других художников с пропорциями фигур не все ладно.

Битва при Алезии. А.МакБрайд

Но и на Солнце есть пятна. Вот его картина «Битва при Алезии». Это когда галлы с двух сторон пытались прорвать укрепления Цезаря, осаждавшего этот город. Вроде бы все достоверно. Но… зачем легионер в центре поднял руку с мечом вверх? «Не рубить! Колоть!» – вот какова была главная заповедь римского легионера в бою на мечах, в особенности, если он находился в строю. То есть тут ты видим или недоученного легионера либо… Ангус в порыве чувств просто забыл об этом!

Легионеры. Рисунок Дж. Рава.

А вот Джузеппе Рава, итальянский художник и миниатюрист, вдохновленный работами того же Ангуса МакБрайда. Автор потрясающего количества работ, рисует на фирмы «Италери», «Андреа Миниатюрес», «Эмхар» и еще многие другие. Вот его работа: «Римский легион в атаке» и на ней есть все: и рядовые, и знаменосец, и центурион с палкой, и полководец. И все вроде бы правильно, но… близкий к нам легионер, который отвел руку назад, чтобы бросить свой дротик… На нем красная туника! А следовало бы ему знать, что по этому поводу была длительная полемика в английских исторических журналах, цель которой – выяснить, а какого цвета были туники у легионеров. И выяснили – белого, цвета неотбеленного полотна! И только у центурионов и преторианцев – красного, а вот у корабельной команды («морской пехоты») – синего. Причем и те, и другие красили соком раковин пурпурниц, но в разной концентрации. Точно также красили и щиты, внешнюю поверхность которых очень часто просто обтягивали полотном, из-за чего она была… такого же цвета, как и туники! И вот в подтверждение иллюстрация Ангуса МакБрайда – «Римляне высаживаются в Британии». Легионер в белой тунике, центурион – в красной!

Римляне высаживаются в Британии. Картина А.МакБрайда.

Плата шпиону. Римский офицер высокого ранга, одетый, чтобы не привлекать внимания, в простую тунику с солдатским поясом, отдает «30 сребренников» местному Иуде. Северная Англия, I в. н.э. Картина А.МакБрайда

Римские ауксилиарии в лесу во время Второй Дакийской войны 105 г. н.э. Картина А.МакБрайда.

А вот еще одна очень показательная работа Ангуса МакБрайда, свидетельствующая о том, насколько внимательно он работал с источниками. На ней римские ауксилиарии – всадники из конницы кельтов режут маркоманов-германцев, I – II вв. н.э. Дело в том, что во время похода в Дакию легионерам было запрещено «охотиться за головами». Но… на колонне Траяна есть несколько изображений воинов именно вспомогательных частей с отрезанными головами, которые они держат не только в руках, но даже в зубах! И… показывают свои трофеи Траяну. И судя по тому, что эта сцена попала на колонну, ничего в этом «такого» не было. Мол, чего возьмешь с этих дикарей-союзников! И обратите внимание – на одном кольчуга с зубчатым подолом, на другом чешуйчатый панцирь. Типичное снаряжение конников-ауксилиариев с колонны Траяна.

Римские кельты ауксилиарии убивают германцев-маркоманов. А.МакБрайд.

А вот Дж. Рава, видимо, на барельефы с колонны Траяна совсем не смотрел, хотя они у него под боком – в Риме, в «квадратном Колизее». Зачем он «своим легионерам» надел на правую руку железную «трубу» из пластин? Ни у одной из фигур римских воинов с колонны Траяна такой детали доспеха нет!

Римляне сражаются с даками. Картина Лж. Рава.

Работы Питера Коннолли считаются классикой, ведь он не только рисовал, но еще и писал. Вот, например, его легионер I в. до н.э. с овальным щитом скутумом и в шлеме кулус, а также в кольчуге с наплечниками. Этот рисунок стал, можно сказать, хрестоматийным изображением, хотя, на мой взгляд, щит, по кромке выглядит слишком тонким.

Легионер I в. до н.э. П.Коннолли.

Еще один легионер этого же времени в монтефортиновском шлеме. Тут Питер Коннолли опять-таки нарисовал красную тунику и щит, но этот рисунок появился раньше того, как этот вопрос был закрыт.

Надо заметить, что и до этих художников у британцев были очень хорошие «рисовальщики римлян», например, такой художник, как Рональд Эмблетон, пусть даже он и рисовал их всех в красных туниках и даже штанах! Хотя краска эта было очень дорогая и на все римское войско, тем более, на штаны, ее просто бы на всех не хватило!

Встреча послов. Р.Эмблетон.

Римские офицеры I в. н.э. Р.Эмблетон

А вот эту реконструкцию римского клибанария Рональд Эмблетон выполнил по находке в Дура-Европос, где была обнаружена именно такая конская броня. Ну, и все прочие детали доспехов он тоже не придумал. Они есть в музеях. Вот только щит… Уж очень он у него какой-то большой. Другой британский историк и конструктор Майк Симкинс своего точно такого же воина изобразил с шестиугольным щитом, но вот кто из них прав, а кто «правее», точно сказать, увы, нельзя.

Читайте также  Золотые ворота владимир режим работы

Пращники у римлян тоже были наемниками. Сами они себя таким делом, как метание камней не затрудняли. А вот пострелять из скорпиона, онагра или баллисты – почему нет. В этом они ничего зазорного для себя не видели!

Скорпион и пращники. Р.Эмблетон.

Так что рисовать римских воинов на Западе пытаются очень многие, как в Италии, так и в Англии, ну и в других странах. Но как всегда «дьявол прячется в мелочах». Вот, например, изображение римского легионера в виде «марианского мула» Кристоса Гианополуса из Греции. Вроде бы все отлично, но ведь явно видно, что щит у него слишком широкий. Он и так-то был велик и тяжел, а уж у Кристоса это должно быть что-то уж совсем неподъемное!

Неприятные факты о жизни в Древнем Риме (9 фото)

Древний Рим со своей величественной архитектурой, задатками демократии и развитыми науками хранит множество тайн, о которых многие даже не догадываются. Несколько весьма неожиданных фактов, говорящих о низком уровне развития гигиены и медицины, а также о распущенности общества, ждут вас внутри этого поста.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.
Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

Рим всегда хвалили за его достижения в области сантехники. В римских городах были общественные туалеты и системы канализации, чего в последующих обществах не было на протяжении многих веков. С первого взгляда это звучит, как трагическая гибель передовой технологии, но, как выясняется, была существенная причина, почему никто не использовал римские изобретения в области сантехники. Общественные туалеты были отвратительными. Археологи считают, что туалеты в Риме почти никогда не чистили, поэтому они просто кишели паразитами.
На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.
И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.
Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на. тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день — пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.
Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.
Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».
Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте
Читайте также  Когда появилась америка как государство

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Картинки и мемы для настро.
  • Прикольные и просто красив.
  • Просто гифки
  • Гифки
  • Шутки и мемы из Сети
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Картинки и мемы на все слу.
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Просто гифки
  • Всякие разные картинки
  • Просто гифки
  • Немного слегка пошлых карт.
  • Гифки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Генетики рассказали, как выглядели древние римляне и кто на них похож в наши дни

Я не раз слышал расхожее мнение, что, дескать, римляне были белокурыми и голубоглазыми. А потом, когда построили империю, генетический состав размылся и они резко потемнели. Такой же стереотип я слышал и про греков, которые, якобы, потеряли свою светлокожесть после турецкого завоевания.

Генетики решили поставить точку в этом вопросе с помощью изучения генома. Группа ученых из Стэнфордского университета изучила геном древних римлян, результаты были опубликованы в журнале Science. Причем, они изучили изменение генома на дистанции, взяв период в 12 тысяч лет. Так они смогли увидеть, как генетически менялся среднестатистический римлянин.

Задача была понять — кто же такие те самые настоящие римляне, кто стал строить империю.

Понятное дело, что уже в самой империи генетическое разнообразие было максимальным. Рим завоевал полмира и туда устремился поток мигрантов. Богачи со всего мира охотно переезжали в Рим.

В геноме они заметили два явных периода, когда генетические изменения были максимальны. Первый — это появление земледелия, а другой — начало железного века.

Первый период начался 8 тыс лет назад, когда в Рим сюда пришли земледельцы из Турции и Ирана, утверждают генетики.

В период между 5 и 3 тыс лет назад сюда пришли мигранты из украинской степи. Это, кстати, полностью согласуется с недавним исследованием ученых из Гарварда. Они утверждают, что на развитие современной Европы сильно повлияла миграция людей из причерноморских степей. Это произошло примерно 4,5 тыс лет назад.

Это представители, так называемой, «ямной культуры». Это кочевники, жившие на территории современных русских и украинских степей между Южным Приуральем и Днестром. Они строили четырехколесные повозки и на них путешествовали. Останки представителей ямной культуры, находили в Одессе и Оренбурге.

Любопытно, что из современного населения Европы максимально им близки генетически оказались норвежцы, шотландцы и литовцы. При этом язык, на котором говорят современные европейцы, вырос из языка, на котором говорили русско-украинские мигранты, полагают ученые.

В другом исследовании ученые из Кембриджского университета, утверждают, что мужчины из русских и украинских степей женились на дочерях фермеров, — тех самых потомков Ирана и Турции. И от их браков и пошли первые римляне.

К моменту основания Рима (753 до н. э.) генетический состав римлян оказался максимально похож на геном современных средиземноморских популяций. В наши дни примером классического средиземноморского типа считается греческая певица Деспина Ванди:

Дальше уже генетический состав древних римлян стал сильно меняться. И это логично — сюда стекались мигранты со всего мира. Богатый Рим давал массу возможностей для реализации.

По данным генетиков, в этот период больший вклад в генофонд древних римлян внесли жители Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Любопытно, получается, что европейская культура, которая выросла из Древнего Рима, это мощный синтез всех других культур. Язык, который достался от мигрантов из русско-украинских степей. Фермерская культура выходцев из Ирана и Турции.

Когда узнаешь, как часто перемешивались народы, то поражаешься — откуда в нашем мире еще живы националистические настроения? Попытки доказать превосходство одних рас и культур над другими? Вся история человечества, как океан — постоянно в движении. А капельки перемешаны так, что не поймешь, чьей она была изначальна. Тем и прекрасна человеческая культура, разве нет?

Древний Рим

Римская Империя — самое великое и могучее государство,когда когда-либо знал западный мир. К 220 году до н.э. Рим владел почти всей Европой, Северной Африкой и большой частью Среднего Востока. А начиналась история Рима с сельских поселений на холмах по берегам Тибра. Около 750 года до н.э. поселения слились в могущественный город. Прошло время, и из землевладельцев получились отличные воины,установившие господство над соседними народами, а к 264 году до н.э.— над всей Италией.
C годами честолюбивые замыслы Рима становились всё грандиозней. Для новых завоеваний создавались громадные армии, для быстрого продвижения войск строились дороги. В покорённых землях римляне распространяли свой язык, культуру и систему управления.В 476 году до н.э. Западная Римская империя рухнула, но достижения этой цивилизации и по сей день оказывают влияние на нашу жизнь.

Правители Рима

Вначале Римом правили цари. Около 507 года до н.э. установилась республика во главе с представителями знати, избираемыми гражданами, и существовала 500 лет. В 49 году до н.э. Рим охватила гражданская война. Чтобы восстановить мир, римляне вручили власть одному человеку — Октавиану, который и стал первым императором Рима. В 27 году до н.э. он получил титул Август, что означает «возвеличенный«. Одни его приемники правили справедливо, другие прославились жестокостью.

Cенат

В период республики Римом правили два высших должностных лица — консулы. Законы принимал сенат. Первоначально все сенаторы были родом из богатых (патрицианских) семей. Консулы же и чиновники избирались на 1 год обычными гражданами (плебеями). Позже в результате борьбы плебеи получили право налагать вето на принятые законы. Однако впоследствии императоры отняли у них это право.

Архитектура

Вначале римляне копировали архитектуру греков. Но во II веке до н.э. они научились делать из вулканического пепла материал типа бетона. Cтало возможным возведение более крупных и прочных сооружений. Новая конструкция — арка — приняла на себя основную тяжесть постройки и позволила перекрывать большие проёмы. Арки применялись в строительстве мостов, акведуков и амфитеатров.
Мрамор для великолепных зданий Рима добывался в греческих каменоломнях. В центре римских городов была площадь, называвшаяся форумом. Весь Рим состоял из храмов, форумов, триумфальных арок, бань, домов, акведук и больших усыпальниц-мавзолеев, которые строились при разных императорах и назывались в их честь. В 270 году до н. э. император Аврелиан вокруг города возвёл оборонительную стену.
Земли в Риме не хватало, отдельный дом могли позволить себе только богачи. Большинство римлян жило в многоквартирных домах.Черепицы крыш делали из глины, а затем обжигали. В квартирах 2-го этажа были большие, хорошо обставленные комнаты. 1-й этаж занимали лавки.Чем выше, тем жильё становилось меньше и дешевле. Горячую еду жильцы покупали в харчевнях, так как условия для приготовления пищи были не везде. В лавках продавали хлеб, мясо, овощи, фрукты и предметы домашнего обихода. В дешёвых комнатах не было водопровода, зато на каждой улице стояли общественные туалеты и питьевые фонтанчики. Улицы зачастую были грязны, стены домов исцарапаны надписями и рисунками.

Домашний интерьер

Римляне восхищались греческим искусством и нанимали греческих художников и скульпторов для отделки своих домов. Интерьеры богатых городских усадеб расписывали мифологическими сюжетами и сельскими пейзажами. Вокруг дома ставили статуи богов. Полы покрывали мозаикой — картинами и узорами, выложенными из маленьких цветных плиток. Встречалась и изящная деревянная мебель с отделкой из бронзы и мрамора, и коллекции греческих ваз.

Водоснабжение

Для общественных туалетов, бань и питьевых фонтанчиков Риму ежедневно требовалось много воды. Вода поступала в город по акведукам — большим мостам с лотками. К богатым домам воду подводили по свинцовым трубам, но за плату. Многие старались избежать затрат, тайком подсоединяясь к основной сети. Бани представляли собой громадные сооружения с горячими и холодными бассейнами.
Тысячи людей ходили туда мыться, сделать массаж или просто поболтать.

Читайте также  Картинка погост кижи

Городская жизнь

Беднякам жилось не так легко. Они ютились в шумных перенаселённых районах, полных нечистот и вони. Их ветхие дома часто рушились или горели, унося жизни своих хозяев. Ещё хуже приходилось тысячам рабов, которых свозили в Рим из завоёванных земель. Их использовали на самых тяжёлых и грязных работах или обучали сражаться, чтобы выступать и умирать в гладиаторских боях на арене Колизея.

Каждые 5 лет в Риме проводился цензус — перепись населения для установления численности граждан и числа пригодных к военной службе. Каждый гражданин имел право на долю при бесплатной раздаче зерна.

Около миллиона жителей насчитывалось в Риме к VI веку до н.э. Величественный город украшали дворцы императора,членов его семьи и дома патрициев.Всюду стояли статуи императоров, триумфальные арки и колонны в честь побед. В Риме было несколько форумов — широких рыночных площадей, служивших местами общественных и политических собраний, а также театры, библиотеки, бани и торговые ряды. Богатые люди проводили жизнь в удовольствиях.

Беднякам жилось не так легко. Они ютились в шумных перенаселённых районах, полных нечистот и вони. Их ветхие дома часто рушились или горели, унося жизни своих хозяев. Ещё хуже приходилось тысячам рабов, которых свозили в Рим из завоёванных земель. Их использовали на самых тяжёлых и грязных работах или обучали сражаться, чтобы выступать и умирать в гладиаторских боях на арене Колизея.

Каждые 5 лет в Риме проводился цензус — перепись населения для установления численности граждан и числа пригодных к военной службе. Каждый гражданин имел право на долю при бесплатной раздаче зерна.

Сексуальное рабство, оргии, узаконенная педофилия: чем древние римляне шокировали бы современного человека

Древний Рим – фундамент современной цивилизации. Вечный Город подарил нам юриспруденцию, принципы государственного устройства, великую философию. Практически все современные города Западной, Центральной и Южной Европы стоят на месте римских поселков и военных лагерей, а сеть скоростных шоссе, проложена по старым императорским дорогам.
Однако было в Риме и то, от чего у современного человека волосы станут дыбом. В те времена брат мог наказать сестру за неповиновение, изнасиловав ее, а педофилия была законной и никого не шокировала.

Отец всему голова

Согласно римским законам отец семьи имел неограниченную власть над всеми домочадцами. Он мог изгнать непослушного сына и дочь или продать их в рабство на определенный срок. Если договор купли-продажи заключался больше трех раз, то отец лишался родительских прав. Ребенок становился свободным и «не имеющим родителей».

Родитель мог также легально убить своих детей. Этот закон был отменен только в I веке нашей эры. Но отцам оставляли право казнить сына за преступление, а дочь за связь с любовником. На случай измены супруги у патриархов был законный алгоритм действия. Муж должен был приказать рабам под угрозой смерти не выпускать застигнутых на горячем любовников из комнаты.

За сутки ему полагалось собрать всех соседей и призвать их стать свидетелями позорного преступления жены. В такой ситуации обманутый муж подавал на развод или его могли обвинить в незаконном сутенерстве. Если любовником супруги оказывался раб, то его убивали, а если патриций, то обманутый муж обращался к тестю. По римским законам отец девушки имеет право убивать ее любовника. Мужская измена в Древнем Риме никак не наказывалась.

Сексуальной ориентации нет – есть потеря мужества

Отношение римлян к однополой связи менялась в зависимости от исторического периода и провинции империи. Во времена Республики самого понятия гетеро- и гомосексуальности не существовало. Сексуальные отношения характеризовались активной-мужской и пассивной-женской ролью. Для свободного гражданина допускались гомосексуальные связи, но только в активной роли.

Кубок Уоррена, представленный в музее Британской империи

Выступая как пассив, мужчина терял свою мужественность и порицался обществом. В качестве принимающей стороны могли выступать рабы, которые в Древнем Риме воспринимались как бездушная мебель и мужчины-проститутки. Особенно ценились мальчики возрастом от 12 до 20 лет. При этом закон защищал от сексуальных домогательств детей свободных граждан. Позорным для патриция считалась связь с женой и дочерью человека, одного с ним социального класса.

Амулеты в виде мужского фаллоса. Такие обереги носили мальчики-подростки и полководцы триумфаторы

Сексуальная распущенность заполонила Рим во времена правления императоров. Например, про Гая Юлия Цезаря среди современников ходила поговорка, что он: «Муж всех женщин и жена всех мужчин». Гомосексуальность стала распространенной как среди плебеев, так и у патрициев. Историки считают, что из 15 первых императоров только Клавдий не имел любовников-мужчин.

Всеобщая распущенность

В современном мире проституцией никого не удивить, но в Риме она цвела особенно пышным цветом. Проститутки в Вечном Городе были повсюду. Продажные женщины предлагали любовь даже при кладбищах и назывались бустуариями (от слова «bus­ta» – могила).

Табличка над входом в один из борделей Помпей

В Древнем Риме чеканились специальные бронзовые монеты – спинтрии, которые использовались для оплаты услуг проституток. На них вместо профиля императора красовались различные эротические сцены. Чтобы потенциальный клиент смог определить проститутку в толпе им полагалось носить обувь на высоком каблуке и красить волосы в белый цвет.

Показательная история жены императора Клавдия Мессалины, которая по свидетельствам историков Тацита и Светония содержала в городе собственный притон и частенько лично обслуживала посетителей. Конечно не из-за заработка, а ради удовольствия. Рекорд императрицы – 50 любовников за смену.

Картина Оргия. Вильгельм Котарбинский

Популярностью пользовались массовые оргии, которые устраивались в честь богини Венеры. Во время этих мероприятий римская молодежь теряла девственность. Даже для тех раскрепощенных времен оргии оказались слишком откровенными и вне стен храма они запрещались законом.

Пот и кровь гладиаторов

Гладиаторы Колизея для римских граждан были аналогом современных «звезд» эстрады и кино. Плебеи боготворили лучших бойцов, а жены и дочери благородных патрициев платили огромные деньги за возможность провести со своим кумиром ночь. Однако римским барышням от героев арены был нужен не только секс.

Победивший гладиатор, после боя, покрывал свое тело ароматным маслом и специальным инструментом под названием стригиль соскабливал с себя пот, отмершую кожу и грязь арены. Полученную массу помещали в небольшие бутылочки и продавали патрицианкам как афродизиак, который женщины наносили на свое тело, в надежде привлечь внимание мужчин.

Кровь гладиаторов, убитых во время сражений, также собирали и использовали как лекарство. С ее помощью римские лекари лечили эпилепсию. Для этого от больного требовалось несколько дней подряд пить эту кровь. Римлянки добавляли в напитки скипидар, который придавал их моче легкий аромат роз.

Козий помет – лекарство и напиток

Согласно текстам древнеримского писателя Плиния Старшего ценным ресурсом для жителей Италии был козий навоз, который прикладывали к ранам для остановки крови и скорейшего заживления ссадины или пореза. Лучше всего подходил материал собранный весной и высушенный на летнем солнце.

Дальше всех в непривычном современному человеку применении помета козла пошли возницы колесниц. Они добавляли высушенные экскременты в различные напитки. Плиний Старший писал, что большим любителем такого питья был император Нерон.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!