Болдинская осень картинки

Отзыв: Экскурсия «Болдинская осень» (Россия, Нижегородская область) — «В Болдино становишься поэтом. «

Сегодня захотелось написать об экскурсии в «Болдинскую осень».
Да-да, не в литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Большое Болдино», об этом написано немало с подробным описанием достоинств и недостатков этого места.
К недостаткам часто относят плохие дороги и отсутствие нормальных кафе.

Я об особенной атмосфере и природе этого места.
О том, что вдохновляло великого русского поэта на сочинение так любимых нами произведений.

«Унылая пора! Очей очарование!»

Считаю, чтобы увидеть ЧТО очаровывало очи поэта в этой унылой поре, которая сейчас за окном, надо ехать в село Большое Болдино Нижегородской области.

И ехать именно осенью!

В данное время — конец сентября — начало октября. Именно тогда можно поймать то очарование, которое Александр Сергеевич пропускал через свою душу и выплёскивал на бумагу, обмакнув в чернила перо:

«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. «

В Болдино были дважды. От Нижнего Новгорода до Болдино 200 км и ехать приблизительно 2,5 часа. Ездили на машине. Поэтому каждую осень не получается. А сегодня поняла: давненько уже были, аж 6 лет назад, в 2013 году.

Дороги, кстати, нормальные, вопреки отзывам.

Какие ассоциации у вас со словом «осень»?
Мне первое приходит в голову — «листья».
Листья жёлтые, красные, кленовые. И их должно быть много!

В Болдино их пруд пруди) Больше, чем там, я не видела нигде:

Можно, как в детстве, ходить и шурша, загребать это богатство ногами:

Пруд имеется тоже. И не один. Этот на въезде в село. Такой вот, зеркальный:

За ним церковь Успения Святой Богородицы, которую построил дед поэта.

И памятник Александру Сергеевичу, запечатлённому в движении, в плаще и со склонённой головой.

Здесь же недалеко от церкви — памятный камень со словами поэта.

Пруд в парке заповедника весь усыпан листьями.

Знаменитый мостик, ведущий к господскому дому-усадьбе.

В барском доме-усадьбе находится музей, посвящённый болдинскому периоду жизни и творчеству поэта.

Несколько фото предметов музей.
Этим снимкам уже много лет, они с нашего первого посещения Болдино, снимали на старую камеру.

Рисунки Пушкина к произведениям.

Маленький Александр с любимой няней Ариной Родионовной.
Их вы встретите, когда вновь перейдёте пруд по мостику.

Деревья, которые помнят гуляющего по парку поэта.

По мосту и среди деревьев гуляют дамы и кавалеры.
Здесь можно подобрать себе наряд пушкинских времён и сделать отличные фото.

И в листьях получается неплохо)

Пруды в парки соединяются между собой и гулять по их берегам сплошное удовольствие.

На границе парка стоит деревянная часовня Архангела Михаила, построенная в 18 веке на месте сгоревшей церкви.

За ней забор и дорога в село.

В последнюю поездку мы не остановились на Болдино и поехали дальше, мимо этой часовни в деревню Львовка. Она с 17 века входила в состав болдинской вотчины Пушкиных. Названа в честь первого владельца — деда поэта — Льва Александровича Пушкина. Тогда там стояли всего несколько домов. А в 19 веке построили барский дом и разбили парк.

Ехать от Болдино до Львовки 10-15 минут. Там не так многолюдно, можно погулять, посетить музей «Повести Белкина» в барском доме. и надышаться осенним ароматом.

У барского дома.

Церковь Александра Невского.

У меня после посещения таких мест приходит вдохновение и я тоже становлюсь немного поэтом. Прогулка по Болдинской осени подарила стихи с одноимённым названием.

Приезжайте в Болдино, пробуйте своё перо, наслаждайтесь красками осени)))

И посетите Болдино с детьми. Сюда часто приезжают целыми классами.
О музеях надо рассказывать отдельно, но уверяю, детям нравится, как и взрослым.

Пара фото из экспозиции о пушкинских сказках.

3973,Родовое имение Пушкина — Болдинская осень или дни в Михайловском

На карте России можно поставить множество флажков — мест, связанных с именем Александра Пушкина. Практически все они описаны в его поэтических произведениях и прозе. Мы отобрали пять из них и приглашаем вас на экскурсию по местам, где жил и работал поэт.

Весна и лето 1830 года

6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — мать Натальи Гончаровой не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отсрочена из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, выделенной ему по случаю женитьбы отцом. Перед отъездом Пушкин поссорился с будущей тёщей и в письме, написанном под влиянием объяснения с ней, объявил, что Наталья Николаевна «совершенно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда.

Мемориальный Музей-лицей

В Императорском Царскосельском лицее Александр Пушкин воспитывался с 1811 по 1817 год. Именно здесь, на экзамене при переходе с младшего курса на старший, 14-летний поэт прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Оно было отмечено Гавриилом Державиным. Первый лицейский выпуск подарил Пушкину друзей, с которыми он сохранял теплые отношения до конца жизни.

Сегодня в Лицее восстановлена обстановка, которая была здесь в годы учебы Пушкина: Большой зал, библиотека с подлинными книгами, классы и спальни лицеистов, квартира гувернера и учителя рисования Сергея Чирикова. Рядом с музеем установлен памятник Пушкину работы скульптора Роберта Баха 1900 года.

Осень

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обычно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.

Планы Пушкина нарушила прокатившаяся по России эпидемия холеры — из-за карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве.

Отражением его тревог стали появившиеся вскоре после приезда «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Вскоре, однако, письмо невесты вернуло ему утраченное душевное равновесие. Своему другу и издателю Плетнёву Пушкин сообщил, что в своём «премиленьком письме» она «обещает выйти за меня и без приданого» и зовёт его в Москву. Дела по Кистенёву были доверены писарю Петру Кирееву, и поэт, уверенный, что Гончаровы покинули холерную Москву, уже известил друга, что появится там не ранее, чем через месяц.

13 сентября Пушкин написал назидательную «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Осень 1830 года стала для Пушкина временем подведения итогов. Уже в своём послании родителям с извещением о помолвке (6—11 апреля 1830) он писал, что начинается новый период; о том же он говорит Плетнёву уже из Болдина: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!» (XIV, 113, 29 сентября 1830). Перемены в личной жизни совпали с началом нового этапа литературной деятельности. Заключительную главу «Евгения Онегина» поэт открывает ретроспективной картиной своего творчества, символически представив его развитие через «смену обликов Музы», а направление своей литературной эволюции, по словам Благого, как «движение через романтизм к реализму, от „поэзии“ к „прозе“».

В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдина, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления. 5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:

Скажу тебе (за тайну) что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme.

Музей-заповедник «Михайловское»

Пушкин посещал Михайловское, имение своей матери, несколько раз, но самым длительным пребыванием поэта в имении были годы ссылки (1824–1826). Здесь он написал центральные главы «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», стихи. Отсюда Пушкин следил за подготовкой восстания 1825 года. На выезде из имения стоит памятный верстовой столб с табличкой: «До Сенатской площади осталось 416 верст». В последний раз Пушкин приезжал в Михайловское на похороны матери, а в 1837 году и сам он был похоронен здесь же.

Читайте также  Картинки церковь покрова на нерли

Первый пушкинский музей был организован в имении в 1911 году. На протяжении ХХ века усадьба неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Сегодня в Михайловском и его окрестностях все напоминает о поэте: дом Пушкина с его кабинетом, домик его няни, парковые аллеи имени Керн и Татьяны Лариной. В музей-заповедник входят городища Велье, Воронич, Врев и другие памятники, которые рассказывают о древней истории Псковской области.

Болдинские сочинения

Повести Белкина

«Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. Уже в 1821 году Пушкин определил закон повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Становление Пушкина как мастера прозы началось «Арапом Петра Великого» (1827). «Повести Белкина» завершили этот этап и определили дальнейшее направление творчества Пушкина: в последующие годы он обращался преимущественно к прозе.

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков. Так, Н. Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В разговоре с одним из своих знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Маленькие трагедии

Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне» («повесть, писанная октавами»; окончена 9 октября):

I.«Окт.» (то есть Октавы — «Домик в Коломне»). II.«Скупой». III.«Сальери». IV. «Д.Г.» (Дон Гуан—»Каменный гость»). V.«Plague» («Пир во время чумы»).

Критические статьи

Положение, сложившееся в российском литературном мире к началу 1830-х годов, изоляция, в которой оказались сотрудники «Литературной газеты» и, особенно, обострившиеся отношения с Булгариным — всё это заставило Пушкина впервые обратиться к литературной полемике и подвергнуть переоценке все свои важные произведения («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»). 2 октября, после неудачной попытки вырваться в Москву, он начинает свои за «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения». В распоряжении Пушкина не было ни газет, ни журналов, однако, он, по-видимому, помнил все полученные им значимые критические отзывы. Пушкин писал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

Музей-заповедник «Болдино»

В Болдино, родовое имение Пушкиных, поэт приезжал трижды. Вспышки холеры осенью 1830 года вынудили Пушкина прожить здесь около трех месяцев. Это время вошло в историю литературы под названием Болдинская осень. За осенние дни, проведенные в Болдине, Пушкин написал несколько десятков лирических стихотворений, последние главы «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Пиковую даму», «Медного всадника», сказки и множество других произведений.

В конце ХХ века усадебный комплекс полностью реконструировали. Теперь здесь вновь появились барский дом, людская, баня, конюшня и другие постройки. В домах церковного приюта открыт детский музей пушкинских сказок. Каждый посетитель может выбрать экскурсионную программу по своим интересам: «Бал пушкинской эпохи», «Урок в церковно-приходской школе», театрализованная экскурсия «История села Горюхина…», программу для молодоженов «Свадьба в Болдине».

Другие поездки в Болдино

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём на этот раз написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва».

Осенью следующего года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке».

Мемориальная квартира Пушкина на Арбате

В ХХ веке дом стал коммунальным, в нем жила Марина Цветаева, располагался худсовет Окружного самодеятельного театра Красной армии (в который входили Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд).

В 1986 году в здании была открыта Мемориальная квартира Пушкина с полностью реконструированным интерьером, гравюрами, акварелями, альманахами, журналами и прижизненными изданиями поэта.

Культурные аллюзии

В 1965 году был снят научно-популярный фильм «Болдинская осень» (Московская студия научно-популярного фильма, режиссёр Я. Миримов).

В 1969 году в Пушкинском театре была поставлена пеьса Ю. М. Свирина «Болдинская осень», в 1974 году пьеса экранизирована как фильм-спектакль.

На фоне осеннего поэтического праздника в Большом Болдине происходит действие советского кинофильма «Храни меня, мой талисман» (1986).

Башкирский художник Энгель Насибулин создал на пушкинские темы обширную серию офортов «Болдинская осень».

Музей-квартира Пушкина на Мойке

Квартира на Мойке стала последним пристанищем Пушкина. В кабинете на Мойке Пушкин готовил к выпуску журнал «Современник», редактировал «Евгения Онегина», завершал роман «Капитанская дочка». Сюда смертельно раненного поэта привезли после дуэли с Жоржем Дантесом. После смерти Пушкина его вдова с детьми покинула квартиру и больше сюда не возвращалась.

В начале ХХ века особняк перестроили. Реконструкцию пушкинской квартиры начали в 1925 году, но полностью вернуть дому исторический облик удалось только к 1986 году. 11-комнатная квартира воссоздана благодаря воспоминаниям современников Пушкина, в музее хранятся личные вещи семьи. Особое место в доме занимает кабинет с большой библиотекой — его восстановили по рисунку Василия Жуковского.

Болдинская осень

Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати).

Содержание

Весна и лето 1830 года

6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — Наталья Ивановна Гончарова не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отсрочена из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистёнево, выделенной ему по случаю женитьбы отцом. Перед отъездом Пушкин поссорился с будущей тёщей и в письме, написанном под влиянием объяснения с ней, объявил, что Наталья Николаевна «совершенно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда.

Болдино

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обыкновенно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва [K 1] [K 2] . Эпидемия холеры нарушила его планы — из-за карантина он задержался на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве.

Отражением его тревог стали появившиеся вскоре после приезда «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») [1] . Вскоре, однако, письмо невесты вернуло ему утраченное душевное равновесие. Своему другу и издателю Плетнёву Пушкин сообщил, что, в своём «премиленьком письме» она «обещает выдти за меня и без приданого» и зовёт его в Москву [2] . Дела по Кистенёву были переданы канцелярскому служащему, и поэт, уверенный, что Гончаровы покинули холерную Москву, уже известил друга, что появится там не ранее, чем через месяц.

Осень 1830 года стала для Пушкина временем подведения итогов. Уже в своём послании родителям с извещением о помолвке (6—11 апреля 1830) он писал, что начинается новый период; о том же он говорит Плетнёву уже из Болдино: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!» (XIV, 113,29 сентября 1830). Перемены в личной жизни совпали с началом нового этапа литературной деятельности. Заключительную главу «Евгения Онегина» поэт открывает ретроспективной картиной своего творчества, символически представив его развитие через «смену обликов Музы», а направление своей литературной эволюции, по словам Благого, как «движение через романтизм к реализму, от „поэзии“ к „прозе“» [3] .

Читайте также  Пос веселовка темрюкский район

В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдино, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления.

5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:

— Пушкин А. С. Письмо Плетневу П. А., 9 декабря 1830 г., Москва [4]

Проза

Повести Белкина

«Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. Уже в 1821 году Пушкин определил закон повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат» [5] . Становление Пушкина как мастера прозы началось «Арапом Петра Великого» (1827). «Повести Белкина» завершили этот этап и определили дальнейшее направление творчества Пушкина: в последующие годы он обращался преимущественно к прозе.

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков. Так, Н. Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В разговоре с одним из своих знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» [6] .

Маленькие трагедии

Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне»:

I. «Окт.» (то есть Октавы — «Домик в Коломне»). II. «Скупой». III. «Сальери». IV. «Д. Г.» (Дон Гуан—«Каменный гость»). V. «Plague»* («Пир во время чумы»).

Критические статьи

Положение, сложившееся в российском литературном мире к началу 1830-х годов, изоляция, в которой оказались сотрудники «Литературной газеты» и, особенно, обострившиеся отношения с Булгариным — всё это заставило Пушкина впервые обратиться к литературной полемике и подвергнуть переоценке все свои важные произведения («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»). 2 октября, после неудачной попытки вырваться в Москву, он начинает свои заметки: «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения» [7] . В распоряжении Пушкина не было ни газет, ни журналов, однако, он, по-видимому, помнил все полученные им значимые критические отзывы. Пушкин писал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

В киноискусстве

Болдинская осень (фильм), 1999 год

В изобразительном искусстве

офорты Э. Х. Насибулина «Болдинская осень».

Примечания

  1. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184. с. 141.
  2. Пушкин А. С. Письмо Плетневу П. А., 9 сентября 1830 г. Болдино // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 14. Переписка, 1828—1831. — 1941. — С. 112—113.
  3. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — 723 с. с. 465-466.
  4. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 14. Переписка, 1828—1831. — 1941. — С. 133.
  5. Пушкин А. С. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М .; Л. : Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819—1834. — 1949. — С. 18—19.
  6. Петров С. Художественная проза Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией: Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. — М.: Государственное издательство художественной литературы; 1960. — с. 621
  7. Пушкин А. С. Опровержение на критики // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 7. Критика и публицистика. — 1978. — С. 116—137. С. 116

Комментарии

  1. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги.
  2. Несмотря на ссору с будущей тёщей, Пушкин собирался, получив за заложенное имение деньги, одолжить часть Н. И. Гончаровой на приданое.

Литература

  • Ахматова А. Болдинская осень (8-я глава «Онегина ) // Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. Л., 1977.
  • Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории: (Судьба личности — судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 73—96.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — 723 с.
  • Головин, В. В. «Барышня-крестьянка»: почему Баратынский «ржал и бился» [Текст] / В. В. Головин // Русская литература. – 2011. – № 2. – C. 119-135. http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=yRwEPo-s8Zo%3d&tabid=10358
  • Елифёрова М. Почему «ржал» Баратынский? в ст. Шекспировские сюжеты, пересказанные Белкиным // Вопросы литературы. 2003. № 1. http://magazines.russ.ru/voplit/2003/1/mel.html
  • Краснобородько Т. И. Болдинские полемические заметки Пушкина: (Из наблюдений над рукописями) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 163—176.
  • Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.
  • Смольников И. Ф. Болдинская осень. — Л.: Детская литература, 1986. — 142 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Болдинова, Юлия Валентиновна
  • Болдов

Смотреть что такое «Болдинская осень» в других словарях:

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ — «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ», Россия, Аквариум / Ленфильм, 1999, цв., 9 мин. Новелла. По мотивам одноименного рассказа Виктора Ерофеева. В ролях: Андрей Краско (см. КРАСКО Андрей Иванович), Иван Краско (см. КРАСКО Иван Иванович), Михаил Уржумцев (см.… … Энциклопедия кино

Болдинская осень — Разг. Особо плодотворный творческий период в жизни. /em> В основе выражения осень 1830 г., которую А. С. Пушкин провёл в деревне Болдино, где много и плодотворно работал. Янин 2003, 36 … Большой словарь русских поговорок

Болдинская осень — Б олдинская осень (также: период особого творческого подъема) … Русский орфографический словарь

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ — 1999, 12 мин., цв., к/ст «Ленфильм», студия «Аквариум», Госкино РФ. жанр: философская драма. реж. Александр Рогожкин, сц. Александр Рогожкин (по повести Виктора Ерофеева), опер. Андрей Жегалов, худ. Владимир Карташов, зв. Игорь Терехов. В… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Болдинская осень — (в биографии А. С. Пушкина; о периоде особого творческого подъёма) … Орфографический словарь русского языка

ОСЕНЬ — С осени закормлен. Прост. Шутл. О человеке, который отказывается от пищи, ест плохо, не имеет аппетита. Ф 1, 198; Подюков 1989, 80. Бабья осень. Сиб. Тёплые солнечные дни в начале осени. ФСС, 127. Болдинская осень. Разг. Особо плодотворный… … Большой словарь русских поговорок

Южнорусский Союз Писателей — (сокр. ЮРСП) объединение литераторов г. Одесса и Одесской области, а также писателей, связанных с литературой города. Основные цели работы ЮРСП это сплочение рядов русскоязычных писателей региона, актуализация русскоязычного… … Википедия

Сидоренко, Вениамин Георгиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сидоренко. Вениамин Георгиевич Сидоренко … Википедия

Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия

Пушкин Александр Сергеевич — [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала,… … Большая советская энциклопедия

Болдинская осень 1830 года

Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.

3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.

Читайте также  Самое большое высокогорное озеро мира

«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.

Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.

7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам «Полтавы»»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»

Источник: Классика онлайн

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.09.2020. Любовь это не чувство. Любовь это состояние воли.
  • 21.09.2020. Болдинская осень 1830 года

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Объявлен шорт-лист литературной премии Нижегородской области «Болдинская осень»

30 августа сформирован шорт-лист литературной премии Нижегородской области «Болдинская осень». Всего на соискание награды было направлено более 200 произведений. Члены жюри оценивали только те тексты, которые вошли в «длинные списки» премии — всего 45 работ. В свою очередь, «длинные списки» были сформированы ридерами: экспертным советом из 15 поэтов, писателей и литературных критиков.

Авторы, вошедшие в «длинные списки», в рамках дополнительной программы премии стали участниками Слета молодых литераторов. Он прошел 6−8 августа рядом с селом Большое Болдино. Прозаики, поэты и критики имели возможность обсудить с членами жюри свои произведения, получить от них советы для продолжения творчества. Результаты этих собеседований учитывались при формировании «коротких списков» премии.

По решению жюри в «короткий список» в номинации «Проза» вошли:

Алена Белоусенко, «Нити»;

Алина Гребешкова, «Осколки. Опыт склеивания»;

Андрей Гоголев, «Можгинская возвышенность»;

Евгения Казанцева, «В краю белых ночей. «Красна девица вила кудерышки…»;

Михаил Калашников, «Город на трех мостах»;

Мария Ким, «Мой номер 03»;

Надежда Лаевская, «Уральские повести».

«Короткий список» в номинации «Поэзия» представлен:

Евгенией Джен Барановой, «На млечном, на прозрачном, на древесном»;

Зариной Бикмуллиной, «Транспортное кольцо»;

Ариной Буковской, «Живи туда-сюда»;

Елизаветой Долковой, «И снова первобытная весна»;

Надеждой Князевой, «Периферийные сюжеты»;

Полиной Корицкой, «Никогда говорю всегда»;

Сергеем Скуратовским, «Трава на уровне глаз».

Авторами «короткого списка» в номинации «Литературная критика» стали:

Екатерина Агеева, «Сборник критических статей»;

Елена Васильева, «О жизни книг в России: работа независимых книжных в провинции, премия для молодых авторов „ФИКШН 35“ и герои нашего времени»;

Мария Лебедева, «Очерки о творчестве Алисы Ганиевой»;

Анна Маркина, «Особенный звон»;

Андрей Мягков, «Критические очерки»;

Анна Нуждина, «Трагедия триединства», «Коллекция оберток»;

Иван Родионов, «Национальный бестселлер — 2021 как зеркало эволюции современной русской литературы».

Также «короткие списки» представлены на официальном сайте премии «Болдинская осень»: https://boldinosen.ru. Фамилии авторов произведений, вошедших в них, размещены в алфавитном порядке. Имена победителей станут известны на церемонии вручения премии 2 октября в Нижнем Новгороде.

Напомним, в этом году жюри премии состоит из 15 мэтров российской литературной сферы. Председателем жюри стал писатель, преподаватель, автор «Тотального диктанта 2020» Андрей Геласимов. Также среди экспертов — ректор Литературного института имени А.М.Горького Алексей Варламов, победитель премии «Национальный бестселлер 2021» Александр Пелевин, главный редактор литературного журнала «Нижний Новгород» Олег Рябов, главный редактор литературного журнала «Юность» Сергей Шаргунов. Кроме того, работы конкурсантов оценивал главный редактор журнала о поэзии Prosodia Владимир Козлов, поэтесса Марина Кулакова, поэт и сценарист Анна Русс, литературный критик и шеф-редактор Storytel Константин Мильчин, литературный критик и культурный редактор Афиша Daily Егор Михайлов, кинодраматург Георгий Молокин и другие.

Литературная премия «Болдинская осень» существует с 2007 года. Ее организатор — министерство культуры Нижегородской области. До этого года премия была творческим конкурсом регионального масштаба, который проводился раз в два года. За 12 лет существования премии ее лауреатами стали 18 человек.

В 2021 году произошла «перезагрузка» премии. Подать заявки на нее смогли авторы со всей страны. Изменился возраст участников — раньше на конкурс подавали заявки начинающие и профессиональные литераторы любого возраста, в этом году только авторы от 18 до 37 лет.

Важное изменение этого года — увеличение призового фонда. Он составил 2 850 000 рублей. Победители премии в номинациях «Проза» и «Поэзия» получат по 800 000 рублей, победитель в номинации «Литературная критика» — 350 000 рублей. Авторы, вошедшие в «короткие списки» в каждой номинации, получат премию по 50 000 рублей.

Принципиальным моментом стало то, что выдвигать произведения на соискание премии теперь могут только литературно-художественные журналы, книжные издательства, библиотеки, профильные творческие союзы, признанные писатели, литературные критики. Такой подход позволил повысить качество представленных на конкурс произведений.