Главные порты северного моря

Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?

У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая морями и океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов 1 , первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» .

Изменилось ли сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад 2 . Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет 3 .

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде» 4 .

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов 5 . Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов.

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль 6 ) льды покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах , что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты , Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», « обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)

Читайте также  В краснодаре есть море

2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».

3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.

5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».

6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV. Arctic TV

Вехи большого пути

Северный морской путь и его главные порты

26 декабря 2019

Северный морской путь – главная арктическая судоходная трасса России. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» в числе главных национальных интересов названо развитие Северного морского пути «в качестве глобально конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации».
Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной – в решении этих задач Севморпути отводится особая роль. Но ставка при этом делается не только на удобство маршрута как такового – СМП должен развиваться за счет развития морских портов, расположенных на его протяжении.

Путь через пять морей

Севморпуть – кратчайший морской маршрут между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – около 5600 км. Этот маршрут вдвое короче маршрутов, проложенных через Суэцкий и Панамский каналы. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, если идти через северные моря, составит примерно 14 тыс. км. Если же выбрать «южную альтернативу», выйдет более 23 тысяч. Естественно, что грузоперевозки по СМП обходятся существенно дешевле перевозок по южным маршрутам – от 30% до 3-4 раз.

Кроме того, Северный морской путь, пролегающий через пять морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативный способ снабжения населенных пунктов российской Арктики.

По данным, приведенным в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2018 году составил 20,2 млн тонн. Это втрое больше пикового показателя, достигнутого в советское время, и вдвое больше, чем в 2017 году. Предварительные данные по 2019 году – 26 млн тонн. Но это только начало. 25 ноября 2019 года в правительство РФ был передан обновленный план развития Северного морского пути. Согласно этому документу, к 2024 году объем перевозок по СМП составит 80 млн тонн грузов, к 2030-му – 120 млн тонн, к 2035 году – 160 млн тонн.

Такие показатели будут достигнуты не только за счет транспортировки грузов между востоком и западом, но в первую очередь за счет развития нефтегазового сектора в Арктике. Благодаря арктическим месторождениям Россия выйдет на добычу газа и нефти в 90% и 25% от общемирового объема соответственно, станет мировым лидером на рынке сжиженного природного газа и будет производить до 120 млн тонн СПГ в год. На российских арктических территориях в ближайшие 10-15 лет будет развиваться нефтехимическая отрасль. В итоге объемы перевозок по Севморпути будут интенсивно расти в первую очередь за счет отечественных грузоотправителей.

Но эти планы смогут осуществиться, только если морские порты СМП, их техническое оснащение, инфраструктура будут этим планам соответствовать.

Курсом с запада на восток

Всего вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. Но как об основных принято говорить о 10: это Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.

Мурманск

Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.

Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.

С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.

Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.

В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.

Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.

Архангельск

Старейший российский морской порт был основан одновременно с городом – в 1584 году. Именно он долгое время оставался главным «связующим звеном» между Россией и Европой.

В наше время Архангельский морской торговый порт с круглогодичной навигацией – современное, мощное многопрофильное предприятие по транспортировке всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь его складов – 6 гектаров. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями Северной железной дороги. В Архангельском порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.

Перспективы развития Архангельского морского порта в первую очередь связаны с освоением месторождений углеводородов в Арктике и развитием потоков экспортных грузов.

Нарьян-Мар

Навигация в этом морском порту, расположенном на реке Печора, длится с июня по ноябрь. Основные грузы, проходящие через порт Нарьян-Мар, – лес, уголь, минерально-строительные, продовольственные грузы, контейнеры и т.д.

На данный момент потенциальная пропускная способность грузового морского терминала (его площадь – 13,26 га) составляет 500 тыс. тонн в год. Максимальная загрузка терминала была зафиксирована в 1983 году – 453 тыс. тонн. В 1990-х дело пошло на спад, но сейчас порт наращивает мощности. По итогам навигации 2019 года грузооборот составил 120 тыс. тонн – на 30% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в 2020-м грузооборот порта удвоится – в том числе благодаря его техническому переоснащению.

Сабетта

Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда.

Порт Сабетта строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.

По итогам 2018 года грузооборот Сабетты составил около 22 млн тонн. Это только начало. Терминал «Утренний», с которого компания «Новатэк» намерена отгружать сжиженный газ в рамках проекта «Артик СПГ», в 2019 году был включен в границы Сабетты. Для отгрузки СПГ к порту припишут 26 специальных судов, в том числе 4 ледокола. Это позволит достичь намеченных планов и увеличить грузопоток всего Северного морского пути до 80 млн тонн к 2024 году.

Игарка и Диксон

Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.

Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.

Дудинка

Этот арктический морской порт в Красноярском крае – структурное подразделение «Норильского никеля» и ключевой транспортный узел для вывоза продукции комбината и жизнеобеспечения Норильского промрайона.

Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Пропускная способность его причалов (23 речных, 9 морских плюс 8 причалов высокой воды) составляет 25 тыс. тонн груза в сутки, около 4 млн тонн в год.

В 2020 году в порту Дудинка начнется масштабная реконструкция причалов М2 и М3 с формированием единого грузового фронта для эксплуатации мобильных кранов нового поколения. Одновременно будет идти модернизация систем электроснабжения причалов, увеличатся площади хранения некоторых видов грузов. Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта.

Тикси

Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.

Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.

Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.

Певек

История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.

Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.

Порт Бухта Провидения

Заканчиваем наше «заочное» путешествие по Северному морскому пути в порту Бухта Провидения, также на Чукотском полуострове.

Читайте также  Внутреннее японское море

Основная специализация порта – завоз угля и нефтепродуктов для нужд Чукотки и генеральных грузов, поступающих из порта Владивосток. Порт, кроме того, принимает иностранные пассажирские суда с туристами из Аляски и, конечно, те, что совершают местные перевозки.

Планируется, что два порта Чукотки, Певек и Провидения, станут «опорными точками» для Севморпути и будут обеспечивать бункировку, безопасность судоходства и поддерживающие функции на СМП.

В свою очередь, это откроет новые возможности для региона – реализации в Чукотском автономном округе инвестиционных проектов, развития собственной энергетики.

В целом же реконструкция портов Чукотки позволит увеличить их грузооборот в 5 раз.

Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте

Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение

Судоходная транспортная магистраль, пролегающая по морям Тихого и северного Ледовитого океанов (Карское, Берингово, Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Восточно-Сибирское) получила название Северный морской путь (далее – СМП).

  • Географическое положение. Где проходит Северный морской путь
  • Основные порты Северного морского пути
  • Природные условия Северного морского пути в России
  • Географические исследования. Этапы освоения Северного морского пути
  • Дальнейшая история развития Северного морского пути
  • Перспективы развития Северного морского пути
  • Экономическое значение Северного пути

Географическое положение. Где проходит Северный морской путь

СМП проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные, российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны СМП ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания.

Важно: общая протяженность СМП составляет 5600 км.

Основные порты Северного морского пути

  • Диксон;
  • Дудинка;
  • Игарка;
  • Бухта Провидения;
  • Тикси;
  • Певек.

Сегодня проводится реализация экономического проекта, направленного на переоборудование порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб Северного пути. Он занимает очень выгодное магистральное положение, что позволит П-К стать важным транспортным узлом между Северной Европой и Тихоокеанским регионом. Помимо этого, Петропавловско-Камчатский порт как составляющая СМП обладает и другими преимуществами:

  • круглогодичная навигация;
  • незамерзающая бухта;
  • возможность накопления, хранения и сортировки грузов.

Важно: в последние годы все порты СМП активно реконструируются, это позволяет им принимать большое количество международных грузов (соответственно, увеличивать транспортный поток проходящих суден через Северную магистраль).

Северный морской путь на карте

Природные условия Северного морского пути в России

Стоит отметить, что все моря, входящие в состав СМП, отличаются крайне суровым климатом. Так, среднемесячные летние температуры в пределах Северного пути не поднимаются выше +7 градусов, а зимние достигают отметок -33 — -35 градусов.

Моря СМП имеют шельфовую зону, глубина которой не превышает 200 м.

Читайте также  Где находится южно китайское море

Помимо холодного климата, у СМП есть еще одна природная особенность – наличие льда на всем пути следования судов. При этом ледовая обстановка на большинстве участков трасс крайне нестабильна, отличается межгодовой изменчивостью.

Зимой СМП подвержен воздействию антициклональных воздушных масс, летом атмосферная циркуляция противоположна зимней, но существенных климатических изменений это за собой не влечет.

Географические исследования. Этапы освоения Северного морского пути

Еще в XI веке, согласно достоверным историческим данным, новгородские люди достигли Студеного моря. Двинский посадник – Улеб – в 1032 году освоил первым СМП, растянувшийся от Карских Ворот до Новой Земли.

В поисках новых товаров для Новгорода исследователи (поморы) продвигались в северном направлении все дальше и дальше. Ими был открыт морской путь на Колгуев, Вайгач, Новую Землю и другие острова.

Важно: именно поморы на своих кочах открыли большинство арктических земель, поэтому смело можно утверждать, что они начали активное освоение СМП.

Во второй половине XVI века британские исследователи пытались найти выход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, пытались пройти через Тихий океан к арктическим землям. Первые две экспедиции достигли острова Новая Земля, третья добралась до Карской губы. Правда, далее из-за активного движения ледниковых масс моряки не продвинулись – развернули судна и вернулись на родину.

Достижения британцев не давали покоя голландским мореплавателям. Так, в 1594 году они дошли до Ямала, а через год вышли в Карское море (вынуждены были, как и их предшественники, вернуться обратно).

Только третьей голландской экспедиции удалось достичь Шпицбергена, острова Медвежий, обогнуть остров Новая Земля и войти в Карское море. К сожалению, суда исследователей были раздавлены ледниками, а сами они зимовали на широте 76 градусов.

Впервые практическая значимость СМП как транспортной магистрали была озвучена российским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Над данной темой работали и Д. Менделеев, и М. Ломоносов.

Позже, в 1732 году императрица Анна издала указ, согласно которому В. Беринг должен был отправиться на Камчатку для освоения новых земель (побережья Сибири). Организованная исследователем экспедиция получила название Великой Северной, не имела в истории себе равных по стратегической значимости поставленных задач.

Так, 977 участникам похода (большинство из них погибли) удалось не только обследовать, но и нанести на карту все русское океаническое побережье.

Результаты последующих российских экспедиций подвергали сомнению возможность судоходства в Карском море, но уже в 90-е годы XIX века этот миф был опровергнут.

Впервые полностью маршрут СМП был пройден шведской экспедицией под руководством известного исследователя Норденшельда в 1879 году.

Дальнейшая история развития Северного морского пути

Появление ледоколов, изобретение радио, возникновение парового флота привело к тому, что Северный путь как транспортная магистраль получил дальнейшее развитие. С 20-х годов XX века Карские экспедиции были возобновлены, а позднее вошли в постоянную практику судоходные рейсы из Владивостока на Колыму.

Важно: 17 декабря 1932 года считается датой официального открытия СМП как транспортной магистрали.

С тех пор исследования Крайнего Севера стали регулярными, целенаправленными. В годы ВОВ Северный путь был крайне важен для Советского Союза – по нему проводились боевые корабли, флот получал каменный уголь, а промышленность стран – лесом, никелем, медью.

Первые иностранные суда попали в СМП только в 1991 году. К сожалению, это не стало толчком к активному использованию транспортной магистрали в международной торговле. Все дело в том, что прибрежный маршрут пронизан огромным количеством проливов, отличается мелководьем, что недопустимо для крупнотоннажных судов.

Кроме этого, СМП отличается нестабильной ледовой обстановкой, что также негативно сказывается на «популярности» этой морской магистрали.

Перспективы развития Северного морского пути

Нельзя упустить тот факт, что с начала XXI века Северный путь приобретает все большую значимость для транспортных компаний, которые занимаются перевозкой морских грузов. Так, ранее основной международной водной артерией, соединяющей европейские страны с Дальним Востоком, был Суэцкий канал. Но в последнее время ситуация стала коренным образом меняться.

Так, по долгосрочным прогнозам экспертов, несмотря на определенные сложности в организации грузоперевозок, их объемы к 2020 году достигнут 35 млн тонн/год. Это, в свою очередь, потребует не только дополнительных научных исследований, но и расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Важно: положительным природным фактором, привлекающим все большее внимание к СМП как транспортной магистрали, является глобальное потепление. Площадь арктических льдов за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое, это, в свою очередь, поспособствовало увеличению навигации в северных морях (теперь суда могут ходить по СМП с июня по ноябрь, ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем).

Есть и другие факторы, которые влияют на большую привлекательность Северного пути в сравнении с Суэцким каналом. Так, срок доставки груза через СК растягивается на 48 суток, при движении через СМП этот термин сокращается до 35 дней. Соответственно, сокращенное время пути судов влечет за собой экономию топлива, сокращение транспортных издержек. Плата за проход судов, очередь (как в Суэцком канале) в СМП отсутствуют, введен лишь ледокольный сбор.

Дополнительные преимущества Северной магистрали:

  • у берегов Африки орудуют Сомалийские пираты, нападающие на суда, в арктических водах такая проблема отсутствует;
  • нет ограничений на тоннаж и размер морских судов.

Российское правительство приняло проект комплексного развития Северного пути в ближайшие годы. Так, установлено, что на сегодняшний день СМП – кратчайший морской путь, соединяющий Европу и Дальний Восток, который используется не в полную силу. СМП обеспечивает, в том числе, безопасность России, так как дает доступ к Атлантическому и Ледовитому океанам.

Экономическое значение Северного пути

Поскольку сегодня через СМП перевозятся добываемые на севере газ, нефть, лес, медь и никель, то стратегическая значимость данной магистрали не вызывает никаких сомнений.

Значение СМП как уникальной транспортной артерии обуславливается хозяйственными потребностями, необходимостью промышленного освоения арктического региона. Это – важный фактор обеспечения экономической безопасности, национальной геополитики страны.

СМП играет роль в развитии ряда российских регионов, связанных с Ледовитым океаном крупными реками (Обь, Индигирка, Енисей, Колыма). Кроме этого, Северный путь влияет на экономику, транспортные связи северо-восточной части России (Республики Саха (Якутия), Чукотки, Магадана).

Итак, СМП – стратегическая морская транспортная магистраль, которая играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Это водная артерия, позволяющая осуществлять международную торговлю, обеспечивать безопасность государства и всецело осваивать арктический регион.

Северное море

Северное море — одно из самых оживлённых и востребованных на Евразийском материке благодаря своим полезным ископаемым и расположению.

Северное море

Северное море территориально располагается между Северным берегом Европы, Британскими островами и Скандинавским полуостровом на востоке.

Выход к морю имеют семь стран:

  • Дания
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Норвегия
  • Шотландия
  • Франция
  • Нидерланды
  • Германия.

Северное море является северо-восточной частью Атлантического океана. По типу оно подразделяется как окраинное и шельфовое. Через Кильский канал оно соединяется с Балтийским морем, а Датские проливы и проливы Катгегат и Скагеррак соединяют его с Норвежским морем. Через Ла-Манш Северное море получает выход через Кельтское море в Атлантический океан.
Площадь акватории Северного моря равняется 565 тысяч квадратных километров. Средняя глубина не превышает отметки в 95 метров, а местами, особенно в южной части, встречаются отмели не более 40 метров в глубину. Максимальная глубина составляет 725 метров. Располагается эта точка в Норвежском желобе, который сам по себе довольно глубоководный. Находится он недалеко от побережья Норвегии и тянется вдоль всей южной стороны.
Одна из отличительных черт донного рельефа состоит в резкой смене глубин и наличии довольно больших по площади отмелей. Самая крупная из них расположена у берегов Великобритании. Причем глубина на ней не превышает 30 метров.

Климатические условия

В зимний период поверхностный слой воды остывает до 2 градусов по Цельсию, а максимальная температура в летние месяцы варьируется от 12 до 18 градусов по Цельсию. Такая температура поверхностного слоя обусловлена приходом из Норвежского моря теплого течения. Это течение называется Северо-Атлантическим.
Соленость Северного моря держится в районе отметки в 35% в открытых водах моря. Рядом с Балтийским морем соленость ниже, так как происходит приток холодных и менее соленых масс воды из Балтики. Кроме того там находится большое количество впадающих полноводных рек. Среди них находятся Темза, Рейн, Шельда, Везер, а так же Эльба.
Круглый год над Северным морем постоянно дуют морские ветры с юго-запада, северо-запада и запада. Благодаря их влиянию погода держится преимущественно дождливая и туманная. Под порывами ветра высота волн достигает до 7 метров, а рядом с побережьем Шотландии их высота увеличивается до 11 метров.
В Северном море есть приливы, чей цикл составляет примерно сутки. Около побережья Норвегии вода во время приливов поднимается всего лишь на 20 сантиметров, а у английского берега их высота составляет более 7,5 метров. Ориентация течений в акватории моря направлена по кругу и имеет движение против часовой стрелки. Скорость движения воды равняется примерно одному километру в час.

Фауна

На шотландском побережье располагаются многотысячные колонии морских птиц белого цвета с черными перьями на крыльях – северных олушей.
Северное море обладает огромными запасами рыбы, которая цениться в промысловом отношении. Самые популярные виды рыб по добычи это атлантическая сельдь, треска, палтус. Так же идет масштабная ловля креветок.

Морские пути и порты

Северное море играет довольно большое значение для судоходства по Мировому океану. Порты, находящиеся на побережье моря, пропускают через себя более 20% всего объема мирового грузопотока, который осуществляется при помощи морских путей. Через акваторию Северного моря пролегает множество паромных маршрутов, которые соединяют европейский континент с Британскими островами и Исландией. На побережье Северного моря располагаются одни из самых крупных мировых грузовых портов: Голландские Роттердам и Амстердам, Бельгийский Антверпен, немецкие – Бремен, Гамбург, Вильгельмсхафен, норвежские Берген и Осло, английские Ньюкасл-апон-Тайн, Гулль и Лондон.

Шельфовые месторождения нефти и газа

Для многих европейских стран акватория Северного моря является одним из главных источников топливных ресурсов.
Начиная с 70-х годов 20 века, началась разработка недалеко от берегов Норвегии. Это место называется газоносное поле Экофикс. Позднее норвежские энергетики произвели разведку и начали добывать энергоресурсы еще в 6 местах. Самое крупное из них месторождение Тролль, располагающееся на расстоянии 60 километров от побережья. Отсюда нефтегазовые ресурсы поступают не только в Норвегию, но по трубопроводу в Германию, Великобританию, Францию и Бельгию.
Рядом с шотландским побережьем располагается несколько месторождений. Одно из самых крупных среди них – месторождение Фортис. Расстояние до этого места добычи от берега составляет 180 километров. От этого месторождения топливное сырье поступает по трубам в Абердин, который является самой крупной базой по переработке нефти на берегах Северного моря.

В основном это всё, что я знаю о Северном море. Поезжайте туда и сами узнаете ещё много интересного.