Памятник тысячелетия россии в великом новгороде

Памятник Тысячелетие России

Памятник Памятник «Тысячелетие России»

Памятник «Тысячелетие России» установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о 1000-летии провозглашения русским князем варяга Рюрика. Монумент увековечивает важную для страны дату, которую принято считать началом образования Русского государства. Кроме того, он посвящен важнейшим принципам российской государственности – самодержавию, православию и народности.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Тысячелетие России

Основные моменты

Памятник «Тысячелетие России» установлен на площади Новгородского кремля, напротив величественного Софийского собора, перед зданием, где в наши дни размещается музей истории Великого Новгорода. Внешне монумент похож на шапку Мономаха и большой колокол. Куполообразный постамент завершает большой шар-держава, ставший символом правления двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. Установленные здесь скульптурные изображения посвящены собирательным образам и конкретным историческим фигурам – русским царям, знаменитым военачальникам, священнослужителям, писателям и художникам.

События, произошедшие в стране в 862 году, описаны в «Повести временных лет». Согласно этому историческому документу, жившие в Новгородских землях племена чудь, весь, кривичи и ильменские словене объединились и пригласили для княжения варягов из народа русь – Рюрика и его младших братьев. Сам Рюрик стал первым правителем Новгородского княжества и фактически основателем Древнерусского государства. Один из его братьев Синеус «сел» в Белоозере, а другой брат Трувор возглавил Изборск. В истории страны этот факт отмечен как «призвание варягов». Через два года младшие братья новгородского князя умерли, и вся власть сосредоточилась в его руках.

Впоследствии династия Рюриковичей из княжеской переросла великокняжескую, а затем и в царскую. Представители разветвленной династии были удельными князьями и русскими царями до начала XVII века. Последними монархами из этого рода стали Федор I Иоаннович, скончавшийся в 1598 году, и Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы.

Как был создан исторический монумент

В конце 1850-х годов в стране провели конкурс на лучший проект памятника, посвященного тысячелетию России. Авторитетный конкурсный совет возглавлял вице-президент Российской Академии художеств, князь Григорий Григорьевич Гагарин. Под его руководством уважаемые художники, архитекторы и инженеры рассмотрели 52 проекта, поданных, как полагалось по условиям конкурса, в анонимном порядке.

Фигуры просветлителей на памятнике «Тысячелетие России» 1862 год. Возведение памятника

Первую премию в четыре тысячи рублей получил выпускник Российской Академии художеств 23-летний живописец Михаил Никишин. Молодой художник понимал общую идею памятника, но не обладал опытом работы со скульптурой, поэтому он привлек для работы своего ровесника Ивана Шредера, который в то время был вольноопределяющимся учеником, посещавшим скульптурный класс Академии художеств.

Хотя Шредера так и не признали официальным соавтором памятника «Тысячелетие России», его вклад в создание монумента огромен. Молодой скульптор вылепил эскиз памятника в виде модели в 1/5 величины. А когда изготавливали сам монумент, он самостоятельно сделал большую часть фигур, установленных потом в горельефном фризе вокруг символической державы.

Фигуры государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России»

Кроме Шредера к созданию памятника «Тысячелетие России» привлекли и других скульпторов из Академии художеств – Залемана, Михайлова, Любимова, Чижова и Лаверецкого. А основные работы по проектированию сооружения на площади выполнил архитектор Виктор Александрович Гартман.

Памятник «Тысячелетие России» на банкноте в 5 рублей

В 1857 году по стране был объявлен сбор средств для памятника. В нем приняли участие представители разных сословий. Россияне пожертвовали для монумента 150 тысяч рублей, и правительство выделило еще 400 тысяч из государственной казны.

Гранит для фундамента в Великий Новгород привозили с северных берегов Ладоги – из Сердобольских каменоломен. Бронзовые детали изготавливали на литейных предприятиях Плинке и Никольса в Санкт-Петербурге, а потом по Неве и Волхову переправляли в Великий Новгород. Общий вес использованного металла составил 100 тонн. Известно, что готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.

Фигуры военных и русских героев на памятнике «Тысячелетие России»

Торжественное открытие исторического монумента прошло с участием семьи российского государя в начале сентября 1862 года и продлилось три дня. Красочное событие осталось в истории, благодаря живописному полотну, которое создал преподаватель Михаила Никишина – академик и мастер батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

В наши дни эта картина хранится в Новгородском музее-заповеднике. На ней можно увидеть отливающий на солнце новый бронзовый монумент. Вокруг него проходит крестный ход, в котором принимают участие священники в расшитом золотом облачении. Впереди несут хоругви и иконы, а замыкают процессию знатные жители Великого Новгорода. На мощенной булыжником площади, где установлен памятник, много горожан, и перед толпой готовятся пройти парадным строем кавалеристы в парадных мундирах. На полотне Виллевальде видно, что монумент обнесен ажурной металлической оградой и вокруг него стоит несколько изящных фонарей.

Любопытно, что к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде издали два первых путеводителя, а новгородцы стали свидетелями торжественного салюта, выпущенного из 52 пушек.

Памятник «Тысячелетие России» в деталях

Монумент имеет колоколообразные очертания и внушительные размеры. Он построен на фундаменте, углубленном в землю на 10 метров. Сам памятник подпирает гранитное основание высотой 6 м, а общая высота монумента достигает 15,7 м.

Всего здесь установлено 128 фигур. Скульптурные группы окружают памятник «Тысячелетие России» со всех сторон и делятся на три части. На самом верху видны символы страны и православия. Это фигуры коленопреклоненной женщины, одетой в русский народный костюм, и ангела, придерживающего высокий ажурный крест высотой 3 м.

Верхние скульптуры стоят на большой шарообразной державе диаметром 4 метра, которую покрывает рельефный орнамент из крестов. Он символизирует единение власти самодержавия и православной церкви. Здесь же помещена надпись, свидетельствующая, что памятник «Тысячелетие России» открыли во времена царствования императора Александра II в 1862 году.

Среднюю часть занимает 17 фигур, высотой 3,3 м. Композиционно они разбиты на шесть скульптурных групп, ориентированных по разных частям света. Это символические этапы российской истории – призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва, основание самодержавного царства, рождение династии Романовых и образование Российской империи. Державу окружают скульптуры исторических персонажей, сыгравших главные роли на различных этапах русской истории. Это фигуры первого князя Рюрика, киевского князя Владимира Святославовича, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила Федоровича Романова, князя Пожарского, Козьмы Минина и Петра I.

Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год) Крещение Руси (988—989 годы)

Нижнюю часть памятника «Тысячелетие России» украшает сложный горельефный фриз из 109 скульптур. Здесь можно увидеть 31 фигуру российских просветителей – князей, христианских проповедников, основателей монастырей, монахов историков и писателей. На восточной стороне расположены 26 фигур «государственных людей» – великих князей, царей, императоров, патриархов, дипломатов и общественных деятелей. На северо-востоке стоит 36 фигур «военных людей и героев». Последняя скульптурная группа нижнего уровня – «писатели и художники», где выставлено 16 фигур знаменитых российских ученых, поэтов, драматургов, архитекторов, музыкантов и художников.

При создании памятника «Тысячелетие России» долгое время заняло составление «списка видных людей». На этот счет высказывались разные мнения, велись горячие обсуждения. Из предложенного первоначально списка кандидатур постепенно исключили царя Иоанна IV Грозного, адмирала Ушакова, поэтов Кольцова и Кантемира, а также архитекторов Воронихина, Баженова и Казакова.

Начало династии Романовых (1613 год) Образование Российской империи (1721 год)

История памятника в XX веке

Сразу после революционных событий 1917 года исторический монумент стали рассматривать как один из символов самодержавия. Его не снесли, но закрыли от людей, обшив досками и листами фанеры. Однако, позже их убрали, и памятник «Тысячелетие России» стал доступен для обозрения.

Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

В конце лета 1941 года Великий Новгород был оккупирован немецкими войсками. Зимой 1943-1944 года монумент стали разбирать, чтобы по частям вывезти на территорию Германии. Немцам уже удалось демонтировать и отправить железную решетку и бронзовые фонари. Однако, в конце января 1944 года в город вошли советские войска.

К тому времени исторический монумент оказался в полуразрушенном состоянии. Его верхняя часть была почти полностью уничтожена. На постаменте стоял покореженный памятник, многие детали которого отсутствовали – не хватало мечей, посохов, щитов и копий.

Городские власти приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России» в самое короткие сроки. Для этого к нему провели специальный узкоколейный путь и построили леса для рабочих. Почти 1,5 тысячи недостающих деталей пришлось отливать заново. Торжественное открытие новгородского памятника состоялось еще до окончания Великой Отечественной войны, в ноябре 1944 года.

В последующее время было проведено несколько реставраций монумента, последняя из которых прошла в середине 1990-х годов.

Как добраться

Памятник «Тысячелетие России» стоит в центре города, на территории Новгородского кремля, в 1,55 км к юго-востоку от железнодорожной станции «Новгород Пассажирский». Кремль открыт для посетителей ежедневно с 6.00 до 24.00.

Ближе к монументу можно подъехать на общественном транспорте – автобусах и маршрутных такси. Выходить нужно на остановке «Улица Розважа».

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

В этой статье я расскажу самые необычные и интересные истории на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, покажу исторические фотографии с открытия монумента и попробую сделать вашу прогулку вокруг него интересней.

Меньше суток на то, чтобы придумать, как уместить тысячелетие российской истории в одной работе. Именно столько потребовалось гениальному 24-летнему художнику Михаилу Микешину, чтобы продумать идею памятника на конкурс, объявленный в честь юбилея призвания варяжских князей на Русь.

В тот момент талантливый художник вряд ли мог предположить, что скоро в центре Великого Новгорода его задумка воплотится в бронзе, в честь открытия памятника будет трехдневный праздник, а сам он заработает целое состояние.

Кто изображен на верхнем ярусе фигур

Венчает памятник «Тысячелетие России» фигура женщины – олицетворение страны. Она стоит на коленях перед ангелом и крестом, преклонив голову. Скульптурная композиция установлена на эмблеме царской власти – державе, украшенной необычным узором.

По задумке скульптора, орнамент из крестов передает идею единства самодержавия и церкви. Опоясывает державу памятная надпись о событии, в честь которого и установлен монумент, – призвании Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Русь.

Обходя памятник по кругу, можно познакомиться с важнейшими этапами истории России. Первая сцена посвящена зарождению государственности в 862 году.

Читайте также  Ростов на дону история города

Зрители видят призванного на Русь Рюрика. На его голове остроконечный шлем, на плечи наброшена звериная шкура. Справа от варяжского князя расположен символизирующий язычество бог Велес. Каждая следующая композиция рассказывает о новом значительном событии – крещении Руси, Куликовской битве, начале династии Романовых, создании Российской империи.

Отдельного внимания достойна сцена, посвященная основанию самодержавного царства Русского в 1491 году. В ногах у Ивана III лежат побежденные враги – литовец и ливонский рыцарь, меч которого сломан. На царе шапка Мономаха, в руках он держит символы государственности – скипетр и державу. Перед государем склонился воин Золотой Орды, передающий бунчук – знак власти.

Каждая скульптурная группа размещена в направлении одной из частей света. Такое расположение композиций выбрано неспроста, а отражает заслуги царей в укреплении определенных границ государства.

Кто изображен на нижнем ярусе фигур

Нижний ярус фигур разрабатывал выдающийся скульптор Петр Клодт. Именно он придумал легендарных коней, которых и сегодня можно увидеть на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

По неожиданному стечению обстоятельств, в работе над памятником «Тысячелетие России» он подчинялся своему ученику – Михаилу Микешину.

Первая задумка была такая – каждая сцена из верхнего яруса должна раскрыться подробнее в нижнем. Однако от замысла отказались – эскизы Петра Клодта не понравились Александру II. Император сошелся во мнении с Михаилом Микешиным – сюжет недостаточно разработан. Вероятно, скульптор не хотел работать под руководством 24-летнего ученика или просто конкретно эта работа его не вдохновила.

Первая идея, которая пришла в голову Михаилу Микешину, понравилась государю. Решено было разместить на нижнем ярусе горельефы выдающихся людей. Деятели культуры, истории, науки и религии встретились вместе, чтобы поведать потомкам летопись России в лицах. Княгиня Ольга и летописец Нестор, протопоп Сильвестр и Владимир Мономах, Иван Сусанин и адмирал Нахимов, Михаил Ломоносов и Александр Пушкин…

Впервые объединились те, кто жил в разное время, но вложил свой вклад в историю страны. Всего на фризе расположено 109 горельефов.

Почему памятник имеет форму купола

Каждая деталь памятника продумана до мелочей. По форме он напоминает эмблему самодержавной власти – шапку Мономаха. Исследователи видят в силуэте монумента колокол, который должен «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Кроме того, этот образ ассоциируется с вечевым колоколом Новгорода. Таким образом, в бронзе удалось отразить символы и российской истории, и истории территории, на которой установлен памятник.

Памятник тысячелетия России стоит в Кремле, прямо напротив Софийского собора:

История

Торжественное открытие памятника состоялось в 1862 году. Праздник длился три дня. Отремонтированный и заново замощенный к такому событию Новгород встретил 12 тысяч гостей – императора, его родственников, свиту, солдат, офицеров и простых зрителей.

Торжественное открытие памятника тысячелетию Росии в Великом Новгороде

В каждом храме Новгородского кремля и в Знаменской церкви прошла литургия, после чего состоялся крестный ход к Софийскому собору. Впечатление на горожан и гостей города произвел салют из 62 пушек.

В истории памятника есть и трагические страницы. Когда в 1941 году в Новгород вошли немцы, ими было принято решение увезти памятник как военный трофей на родину. Бронзовую решетку, которая окружала «Тысячелетие России», а также расположенные рядом фонари увезли в Германию. Полный демонтаж сделать не успели. 20 января 1944 советские солдаты освободили Новгород и обнаружили жуткую картину – разобранный памятник.

По мнению очевидцев, разбросанные на земле скульптуры походили на убитых людей. Крест был варварски срублен и согнут, многие детали бесследно исчезли. Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР и исполкомом Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о незамедлительном восстановлении памятника. Гениальная работа была буквально восстановлена из пепла.

Сегодня памятник «Тысячелетие России» – один из самых известных в нашей стране, аналогов которому нет. Гости Великого Новгорода и местные жители готовы разглядывать его часами. Время, проведенное рядом с ним, можно сравнить с необычной прогулкой по страницам истории, во время которой давно знакомые персонажи оживают.

Где находится и как добраться

Памятник Тысячелетие России находится в центре Кремля, проход к нему бесплатный. А на скамейке всегда сидит дядечка экскурсовод, который расскажет про все события и его историю. Странно, но я никогда не спрашивал за сколько он это делает, если кто знает — напишите в комментирях.

Памятник «Тысячелетие России»

Приблизительное время чтения: 1 мин.

20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России».

Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны? Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом? Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, журнал «Фома» в своем материале собрал воедино множество разрозненных фактов — и подлинных, и полуанекдотичных.

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

Читайте также  Геленджик площадь города кв км

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху.

Памятник “Тысячелетие России” в Великом Новгороде в деталях

Dec 3, 2018 · 7 min read

8 сентября 1862 года в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России». Он был приучен к торжественному мероприятию, по случаю 1 000 –летнего юбилея Российского государства. На открытие монумента, присутствовали значимые государственные деятели и царская семья.

Памятник олицетворяет не событие, а целую эпоху длинною в тысячу лет, он посвящен не человеку, а народу…Как он создавался, как к нему относились люди на протяжении веков, какие политические события скрываются под его основой? Чтобы найти ответ на эти вопросы, предлагаю провести небольшую экскурсию и вспомнить с чего все началось

История великой державы, увековеченная в бронзе

Обелиск состо и т из 128 фигур, расположенных на 3-х ярусах, символизирующих православие, самодержавие, народность.

Верхний ярус. Православие.

Первая ступень композиции состоит из двух скульптур, «России» и «Ангела держащего в руке крест». Коленопреклоненная женщина в национальном костюме со щитом олицетворяет Россию. Ангел покрывает крестом Россию и указывает ей на светлую Будущность под сенью православия.

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

В середине расположены 17 фигур, которые относятся к шести основным группам. Каждая из них является символом определенного времени в истории Российского государства.

В Центральной части расположена скульптура первого русского князя Рюрика, на плечах звериная шкура, в руках щит и меч, в левой стороне изображен идол Перуна. Данная композиция изображает начало Руси.

Слева расположены две фигуры: князь Владимир и женщина с младенцем на руках — сцена первого Крещения на Руси.

Рядом с правой стороны расположена скульптура символизирующая свержение татаро-монгольского ига на Руси. На ней, изображен князь Дмитрий Донской в боевой кольчуге и в шлеме. В правой руке он держит шестопер, в левой татарский бунчук, попирает ногой поверженного татарского мурзу.

IV группа композиций состоит из скульптуры князя Иоанна III, великий царь основатель династии Романовых изображен здесь в царском одеянии, в шапке Мономаха. В руках у него скипетр и держава, с правой стороны расположен коленопреклонённый татарин, вручающий ему знак власти — бунчук. С левой стороны находится фигура поверженного ливонского рыцаря, а за его плечами фигура сибиряка, как символ будущего освоения Сибири. Вся группа изображает единство, которое соединило всю русскую землю в одно целое.

V скульптурная группа посвящена началу XVII века и воцарению Романовых. Молодой царь Михаил Федорович изображен в молитвенной позе, Козьма Минин Сухорукий преподносит избраннику шапку Мономаха и скипетр. По правую сторону расположена фигура князя Пожарского, он изображен с обнаженным мечом, которым защищает юного царя.

VI группа символизирует победу русского народа в Северной войне, и празднует образование Российской империи. Здесь изображен Самодержец Император Петр I, под его ногами коленопреклоненный швед, пытающийся защитить свое разорванное знамя. За императором установлена скульптура Ангела, правой рукой он указывает на Север, в сторону Невы и новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: у каждой представленной фигуры месторасположение не случайно. Князь Владимир смотрит в сторону Византии, именно оттуда на Русь пришло христианство. Петр I устремил свой грозный взгляд в сторону Санкт-Петербурга. Царь Михаил Романов смотрит на запад, именно туда бежали шведские и польские интервенты.

Князь Дмитрий Донской — в сторону Орды, а Иван III — на Москву. Князь Рюрик по логике должен был смотреть в сторону Новгорода, куда он был призван княжить, но так как сам памятник установлен в Новгороде, его взор направлен в сторону Киева, второго по значимости древнерусского города.

Нижний ярус. Великие личности русской земли

За эту часть монумента отвечал знаменитый скульптор того времени Петр Клодт. По его идеи, нижний ярус должен был стать продолжением и завершающим аккордом всей композиции. Здесь также должны были быть изображены шесть эпох российского государства, но уже развернуто. Однако эта идея не понравилась императору Александру II, он не хотел, чтобы продолжение памятника, стало его дублированием. Времени оставалось совсем мало, тогда автор композиции Микешин, сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

Предложенная идея была одобрена и реализована, нижний ярус представляет собой летопись России в лицах, отлитых в бронзе, он состоит из 109 фигур выдающихся деятелей в истории государства Российского.

Первая группа — Просветители, она состоит из 31 скульптуры, здесь можно увидеть святых Кирилла и Мефодий, святого Сергия Радонежского, княгини Ольга, князь Владимир, и т.д.

Вторая группа: Государственные люди, здесь расположено 26 фигур, среди них, Петр Первый, императрица Екатерина II, Григорий Потемкин, Михаил Романов, и т.д.

Третья группа: военные деятели и герои, среди 36 выдающихся личностей можно увидеть скульптуру Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Дмитрия Донского и т.д.

Четвертая группа знакомит с художниками и писателями, которые внесли громадный вклад в развитие культуры и искусства. Всего установлено 16 скульптурных композиций, среди них А. С. Пушкин, М. Ломоносов, Н. Гоголь, Д. Фонвизин, и т.д.

Ответы на самые популярные вопросы

На протяжении многих лет, эта уникальная достопримечательность, памятник истории, у людей вызывает не только трепет и восхищение, но и различные вопросы.

Почему было принято решение открыть столь значимый памятник именно 8 сентября?

8 сентября состоялось торжественное открытие памятника, а также прошли празднования 1000-летия России. Этот день был выбран не случайно, сразу 3 значимые даты выпадали на этот период: годовщина Куликовской битвы, праздник Рождества Богородицы, день рождения цесаревича Николая.

Почему памятник установили именно в Новгороде?

На тот момент многие удивлялись, почему столь масштабный проект будет установлен в Новгороде, а не в столице государства. Однако, по мнению императора Александра II державность не должна была противоречить гражданским свободам. Царь видел будущее российской империи только в их соединении.

Почему автором памятника выбрали не скульптора, а художника?

Михаил Микешин по образованию художник — живописец, выпускник Академии художеств, стал автором бессмертной композиции. О конкурсе он вместе со своим другом узнал из газетной вырезки, и сразу решил опробовать свои силы. У него появилась идея о создании трехъярусной композиции, в основе которого будет — держава. Благодаря его специальности проект получился столь масштабным, художественным и оригинальным. Если бы за работу принялся обычный скульптор, то история, скорее всего, увидела бы обычные скульптуры, колонны.

За что памятник раскритиковали?

В одном из выпусков газеты «Русский вестник» была опубликована статья, в которой некий автор под именем «О» называл памятник «пестрой игрушкой». Еще его возмущал тот факт, что все фигуры на композиции расположены задом к державе. Автор проекта Микешин в ответной статье, в шутку написал, что полностью согласен со всеми высказываниями и готов переделать композицию, расположив фигуры задом к публике.

Кто автор памятника?

Двадцатилетний выпускник Академии художеств Михаил Микешин, и его друзья архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер.

Стоимость проекта?

Общая стоимость проекта составила 500 000 рублей. 150 000 из общей суммы составляют пожертвования. Остальную часть профинансировало государство.

Как сохранился памятник в период 1917 года?

После революции отношение к комплексу резко стало негативным. От сноса его спасла антирелигиозная кампания.

Памятник в годы войны

В 1941 году в августе месяце Новгород полностью был оккупирован фашистскими войсками. Зимой 1942 года генерал фон Герцог решает из монумента сделать военный трофей и отправить его в город своей юности — Инстенбург. Однако планам не суждено было сбыться, за несколько дней до итоговой транспортировки, русские солдаты 221-й стрелковой дивизии прорвали фронт и освободили город от вражеских сил. К сожалению, к этому моменту монумент был практически полностью разобран, часть была уничтожена, а небольшие детали бесследно исчезли.

Как создавалась новая жизнь идеологически опасного монумента?

За годы войны многое изменилось, в том числе отношения и взгляды к историческим событиям и героям этих памятных дней. Поэтому было принято решение воссоздать первоначальный облик памятнику и вновь сделать из него символ единства, силы русского народа. Обновленный монумент был открыт 2 ноября 1944 года. Однако, после масштабных реконструкционных работ, в первозданном виде он предстал в 1995 году.

Во время путешествия по древней новгородской земле, обязательно уделите время и посетите рукотворное творение Микешина. Сходится ли ваша точка зрения о тысячелетней истории России с мыслями автора, решать вам.

Памятник тысячелетия россии в великом новгороде

128 фигур памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Читайте также  Город на ниле

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:


призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.