Кижи церковь покрова богородицы

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Туристические маршруты (627)
  • Путевые заметки (619)
  • Активный отдых (571)
  • История (452)
  • География (432)
  • Петрозаводск (234)
  • Музеи (230)
  • Православие (201)
  • Ладожское озеро (185)
  • Онежское озеро (165)
  • Архитектура, археология (155)
  • Искусство (128)
  • Медвежьегорск (125)
  • Сортавала (122)
  • Охота и рыбалка (107)
  • Олонец (107)
  • Беломорск (107)
  • Белое море (104)
  • Лоухи (100)
  • Кондопога (100)
  • Калевала (100)
  • Пряжа (96)
  • Пудож (93)
  • Кемь (90)
  • Суоярви (89)
  • Наука и Образование (83)
  • Прионежье (83)
  • Лахденпохья (82)
  • Сегежа (77)
  • Питкяранта (72)
  • Муезерский (70)
  • Костомукша (67)
  • Ленинградская область (66)
  • Соседние регионы (60)
  • Сказки о Карелии (52)
  • Литература (51)
  • Соловки (48)
  • Петроглифы (37)
  • Финляндия (34)
  • Пресса (30)
  • Архангельск (30)
  • Вологда (28)
  • Мурманск (26)
  • Тайга (23)
  • Карельская кухня (22)
  • Санкт-Петербург (21)
  • Лапландия (17)
  • Калининград (15)
  • Республика Коми (8)
  • Недвижимость (7)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Кижи

Novicova все записи автора

По своим архитектурным и художественным достоинствам Покровская церковь, типичный представитель северного зодчества XVIII века, — один из лучших памятников подобного типа. Высокие композиционные достоинства церкви не затмевают влияние канонических начал официального православия. Дата строительства церкви неизвестна, однако ее окончательный облик сложился к 1764 г.

Внешне Покровская церковь совершенно иная, чем ее величественная соседка. Строение вытянулось по земле длинным прямоугольником и состоит из нескольких смежных четырехгранных срубов — «четвериков». Один из них высоко поднят над другими; на него поставлен восьмигранный сруб — «восьмерик».

«Восьмерик на четверике» — это наиболее распространенный традиционный тип северных деревянных церквей 18 в. По традиции такую церковь должен венчать шатер. Однако очевидно, что под его тяжестью облик церкви станет тяжелее и приземистее. К тому же, силуэт шатра перечеркнет силуэт Преображенской церкви. Строители, почувствовав возможное несоответствие, отошли от традиции и заменили шатер короной из 10 главок. Благодаря этому верх Покровской церкви оказался как бы парящим в воздухе, а силуэты двух церквей слились в единый архитектурный аккорд.

Во всех древних церквях трапезная занимала господствующее положение. В Покровской церкви она уменьшена, а объем алтарного прируба увеличен, от чего здание утратило пластическое сочетание разновеликих объемов и вытянулось в несколько унылый прямоугольник

Покровская церковь, также, как и Преображенская, построена по «золотому» правилу плотников — «польза, прочность, красота». Вся конструкция церкви, как и ее декоративное убранство, направлена на то, чтобы защитить основу сооружения — сруб — от атмосферных осадков. Верхние венцы четверика и восьмерика расширяются, образуя повал, чтобы вынести подальше от стен концы кровли. Под главками устроены воротнички — «слезники», с которых на нижнюю кровлю капают дождинки. И даже фронтонный пояс, охвативший как ожерелье, столп восьмерика, является не только украшением, но и элементом общей системы водопровода: из каждого фронтона отходит маленький желобок для отвода от бревен косых струй дождя.

В к.18 — н.19 вв. церковь «поновили», обшив стены тесом, покрыв кровельным железом. Изнутри на бревенчатые поверхности легла штукатурка. Окна расширили на манер городских оконных проемов.

Невычурно и просто внутреннее пространство церкви — просторное помещение, резные широкие лавки вдоль стен, иконостас. К сожалению, живопись церкви не сохранилась, поэтому иконостас был собран из икон других церквей.

Существующий ныне облик церкви был восстановлен в ходе реставрации 1950 — 1959 гг. Тогда была снята тесовая обшивка, заменена кровля.

Колокольня Кижского ансамбля построена на месте древней разрушившейся шатровой колокольни. Звонница колокольни окружена балюстрадой и увенчана высоким шатром с главкой. Она поднята на такую высоту, что с нее открывается фантастические картины карельской природы Заонежья.

Церковь Покрова Богородицы в музее — заповеднике Кижи

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.
Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви. Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.

Читайте также  Ярославль история города краткое содержание

Кижи церковь покрова богородицы

Продолжаю рассказ о посещении острова Кижи.

Построена в 1694 году. В настоящее время различные исследователи народной архитектуры, основываясь на анализе особенностей конструкций этого храма, архитектурных аналогов и данных дендрохронологического анализа древесины, выдвигают предположение, что в его истории было три строительных периода, что Покровская церковь не раз перестраивалась и к 1764 г., а возможно и ранее, сформировался ее современный облик.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов. Центральный объем собственно церковного помещения образован «восьмериком на четверике» и перекрыт восьмискатной крышей с девятью главками. Такой тип храма получил название «восьмерик на четверике». Наиболее древние, относящиеся к этому типу, постройки датируются первой половиной XVII в.

При строительстве Покровской церкви применена традиционная безгвоздевая конструкция тесовой крыши «по курицам и потокам».

Столбы крыльца Покровской церкви традиционной геометрической порезки.

Покровская церковь построена с использованием традиционных строительных пород дерева: сосны, осины, березы (бересты). Пазы бревен, в отличие от летней неутепленной Преображенской церкви, проложены мхом – для утепления стен.

История формирования современного архитектурного облика существующей колокольни включает два строительных периода. Построенная в 1862 году, она перестраивалась в 1874 г. В таком виде колокольня и дошла до наших дней.

В основе объемно планировочного решения колокольни Кижского погоста мы видим традиционную схему – восьмерик на четверике, но вместе с тем оно значительно отличается от архитектурного решения древних аналогов. Особенностью колокольни Кижского ансамбля является то, что пропорциональные отношения здесь изменены в сторону увеличения четверика. Он необычайно высок и равен по высоте прирубам Преображенской церкви.

По мнению специалистов, она обладает уникальными акустическими качествами и сегодня является практически единственной, на территории России, действующей деревянной колокольней столь большого размера.

Древняя ограда Спасско–Кижского погоста не существует уже давно, она известна только по гравюре художника Р.Зотова. В 1800 г. мещанами Терсковыми из г. Валдая Новгородской губернии вокруг погоста была сложена новая ограда из «дикого» камня. В ней были устроены кирпичные ворота с арочными сводами. В 1901 г. крестьянин из д. Середка Михаил Афанасьев пожертвовал для нее и новые железные ворота с фигурной решеткой. В таком виде ограда просуществовала до середины XX в.

Исторически ограды на русских погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно–оборонительные сооружения, в последствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землей, где располагались церкви и кладбище (погост), и мирской.

Ограда Спасско–Кижского погоста, которую мы видим сегодня, была реконструирована в 1959 г. по проекту архитектора А.В.Ополовникова. За основу проекта реконструкции были приняты близкие архитектурные аналоги, такие как ограды Водлозерского Ильинского погоста (Пудожский район) и Почезерского погоста (Архангельская область), а также изображение Кижского погоста на гравюре Р.Зотова.

Ее бревенчатые стены высятся на каменном основании из крупного булыжника. При сооружении основания реставраторами были использованы камни ограды 1800 г. Стены и кровля выполнены из нового материала.

Длина сооружения, согласно обмерам, произведенным в 2003 г. архитектором А.Ю.Любимцевым, составляет 305 м.

Церковь Покрова Богородицы 1764 г

Билет № 1

Русское деревянное зодчество 18 века. Ансамбль в Кижах.

В 18 веке русское деревянное зодчество уходит на второй план и перемещается в более труднодоступные и богатые сырьевым лесом места. Причины:

Петровские реформы – новый уклад жизни, новые вкусы – как следствие, предание забвению русских обычаев

Становятся более доступными другие строительные материалы – камень, кирпич

Уменьшается численность сырьевых лесов

Однако, именно в 18 веке создано большое кол-во шедевров деревянного русского зодчества

Примеры: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (шатрового типа, основной объем 2 восьмерика с повалом поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и 2 висячими крыльцами. Иконописный потолок-небо).

Успенский собор (Кемь) 4 шатра с луковками и крестами

Ансамбль Кижского Погоста

Ансамбль в Кижах

Находится на острове Кижи, в Онежском озере

Входит в список всемирного наследию Юнеско

Церковь Преображения Господня 1714 г

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.

Церковь Покрова Богородицы 1764 г.

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.

Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

Читайте также  Туристические города италии

Шатровая колокольня 1863 г.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филёнчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

1-2 Произведение Джакомо Кваренги

Дворец Юсуповых на Фонтанке

1730-е — арх. Д. Трезини — одноэтажный деревянный дом

1740-х — каменный дворец барокко

1790 — арх. Кваренги Д. — перстройка классицизм

В 1724 г. Петр I подарил своему сподвижнику Г. Д. Юсупову участок земли между Большой просекой (Садовая ул.), Безымянным ериком (р. Фонтанка), Царской перспективой (Московский пр.) и Просекой (пер. Бойцова).

В 1730-е гг здесь стоял одноэтажный деревянный дом «в девять окон на высоком каменном подвале», сооруженный по образцовому проекту арх. Д. Трезини. В 1740-х гг. был построен каменный дворец в стиле барокко.

За ним находился регулярный сад с фигурными прудами, каналами.

В 1790 г. по заказу владельца Н. Б. Юсупова дворец был перестроен арх. Д. Кваренги. Зодчий сохранил стены дворца, но уничтожил барочный декор и придал зданию классический облик.

Садовый фасад оформлен шестиколонным портиком. Другие фасады украшены галереями с дорическими колоннами. Со стороны Фонтанки дворец был обнесен глухой стеной.На наб. Фонтанки, 115 выходят два одноэтажных флигеля на высоком цоколе, соединенные въездной аркой.

Двор ограниченный служебными корпусами. 2 из них вытянуты вдоль берега

27 достопримечательностей Кижей, которые стоит посмотреть

Остров Кижи, расположенный на Онежском озере, прославил Карелию далеко за пределами России. В 1966 году на его территории был образован уникальный музей-заповедник «Кижи».

Основой экспозиции под открытым небом стал архитектурный ансамбль Кижского погоста, признанный в 1990 году объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Из разных уголков Заонежья на остров были перевезены шедевры деревянного зодчества Русского Севера, которые являются основными достопримечательностями Кижей.

Сектор «Русские Заонежья»

Музей-заповедник состоит из нескольких секторов, которые объединены по тематике и местоположению. Главный сектор, посвященный традиционной русской культуре, носит название «Русские Заонежья». Здесь расположен знаменитый Кижский погост – храмовый комплекс, ставший визитной карточкой острова и прославивший его на весь мир. На территории сектора можно ознакомиться с аутентичным деревенским бытом и проехаться в бричке, запряженной лошадьми.

Туристам, приезжающим группами, по предварительным заявкам доступны дополнительные экскурсии и интерактивные программы, в том числе мастер-классы по местным ремеслам: изготовлению кукол из лыка, плетению, вышивке и ткачеству.

Во время тематических экскурсий можно узнать много интересного о традициях чаепития в Олонецкой губернии и таинствах процесса реставрации. Туристы могут увидеть музейную коллекцию деревянных предметов и научиться готовить традиционные блюда коренных жителей Карелии.

Адрес: Музей-заповедник «Кижи», Остров Кижи, Республика Карелия, Россия.

Церковь Преображения Господня

Эта великолепная деревянная церковь – самая знаменитая постройка Кижского погоста. Она была возведена в 1714 году и сегодня считается особо ценным памятником культурного наследия России. Восьмигранный сруб и 22 главы, расположенные на нескольких уровнях, придают храму сходство со сказочным теремом. Главы имеют форму «бочки», причем, как форма, так и размер глав изменяются от яруса к ярусу, из-за чего облик храма приобретает неповторимый ритмический рисунок. Резной позолоченный четырехъярусный иконостас включает 102 иконы.

Популярная легенда гласит, что церковь Преображения Господня была возведена плотником Нестором. Мастер построил ее при помощи одного топора, без гвоздей. После того как церковь была построена, Нестор выбросил топор в Онежское озеро, чтобы ни один мастер не смог повторить его архитектурный шедевр. Специалисты утверждают, что гвозди все-таки есть – в куполах, а сруб 37-метровой церкви действительно построен без гвоздей, в традициях русского плотницкого ремесла.

Адрес: Церковь Преображения Господня, Карелия Респ., Россия.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Покровская церковь – одна из наиболее старинных построек на острове Кижи. Она входит в состав Кижского погоста, и вместе с другими строениями этого храмового комплекса включена в перечень объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Изначально этот храм был возведен в 1694 году, но пострадал от пожара и был перестроен в 1764 году. Высота церкви, построенной из сосны и осины, составляет 26 метров.

Тип многоглавых храмов, к которому принадлежит церковь Покрова Пресвятой Богородицы, считается уникальным. План церкви имеет форму вытянутого прямоугольника с пятигранной алтарной частью, обращенной к востоку. Несколько оригинальных икон, которые принадлежали этому храму, были утрачены и восстановлены во время реконструкции 1949 – 1959 годов. Покровская церковь является «зимней» – она отапливается, и богослужения здесь проходят с октября и до праздника Пасхи.

Адрес: Церковь Покрова Богородицы, Карелия Респ., Россия.

Шатровая колокольня

30-метровая колокольня – одна из «жемчужин» Кижского погоста. В составе этого объекта она признана частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это сооружение было возведено из осины и сосны в 1862 году вместо старой обветшавшей колокольни. Каркас строения выполнен из бруса и покрыт дощатой обшивкой. Шатер колокольни увенчан небольшой главкой с крестом.

Колокольня неоднократно перестраивалась и ремонтировалась. Значительной реставрации она подверглась в 1991 году. Поднявшись на звонницу, туристы могут взглянуть на остров Кижи с высоты птичьего полета. На первом этаже находится выставка старинных колоколов, собранных в разных уголках Заонежья.

Адрес: Шатровая колокольня, Республика Карелия, Россия.

Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря

По легенде, эта церковь была возведена преподобным Лазарем Муромским еще в XIV веке, но назвать точную дату постройки историки пока не могут. Храм стал первым строением будущего Муромского монастыря, одного из самых старых в Карелии. Монастырь находится в Пудожском р-не, откуда и была в 1960 году перевезена церковь Воскрешения Лазаря.

Эта православная церковь считается одним из древнейших деревянных храмов России. Сегодня церковь Воскрешения Лазаря входит в состав комплекса Спасо-Кижского подворья. В храме сохранился двухъярусный иконостас, который состоит из 17 икон, созданных в XVI – XVIII веках.

Адрес: Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря, Республика Карелия, Россия.

Ограда погоста

Кижский погост был первым памятником деревянного зодчества, который вошел в состав музея-заповедника «Кижи». Его архитектурный ансамбль включает колокольню и две церкви, которые обрамлены единой оградой. Таким образом, ограда Кижского погоста является частью объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Протяженность этого деревянного сооружения составляет 300 метров.

Читайте также  Город потсдам германия

Ограда имеет вид бревенчатого соснового сруба с двускатной крышей, который установлен на высокий фундамент из валунов. Напротив Покровской церкви находится главный вход с двустворчатыми воротами. Ограда была восстановлена в середине прошлого века по старинным чертежам.

Адрес: Музей-заповедник «Кижи», Остров Кижи, Республика Карелия, Россия.

Часовня Михаила Архангела

Это сооружение, построенное в начале XVIII столетия, является объектом культурного наследия федерального значения. Часовня Михаила Архангела была перевезена на остров Кижи из дер. Леликозеро Медвежьегорского р-на.

Декор часовни, характерный для подобных сооружений Заонежья, отличается строгостью. Иконы в двухъярусном иконостасе датируются XVII – XVIII веками. Шатер звонницы имеет опору в виде одинарных круглых столбов. Часть кровли из красного теса держится на гвоздях, а часть имеет безгвоздевую конструкцию.

Адрес: Часовня Архангела Михаила XVII-XVIII вв. из деревни Леликозеро, Республика Карелия, Россия.

Мельницы Кижей

Туристы, приехавшие в Кижи, удивляются, что посмотреть здесь можно не только на величественные деревянные церкви, колокольни и часовни. Ансамбль музея-заповедника включает множество бытовых строений народов Заонежья, среди которых жилые дома, амбары, кузницы и мельницы.

Ветряная мельница Биканина, построенная в начале XX столетия, признана объектом культурного наследия федерального значения. Она привезена из дер. Волкостров Медвежьегорского р-на. Другое сооружение – водяная мельница, привезенная из дер. Березовая Сельга. Она является типичной для этих мест и имеет вид приземистых деревянных срубов.

Адрес: Мельница, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Васильево»

Сектор «Васильево», который находится на западном берегу острова, знакомит туристов с бытом Русского Севера. Здесь посетители заповедника могут увидеть музейную реконструкцию типичной заонежской деревни конца XIX – начала XX столетий.

В этом секторе деревянное зодчество представляют:

  • часовня Успения Божией Матери, возведенная в конце XVII – начале XVIII вв.;
  • дом Сергеевой с богатым декоративным убранством (из дер. Липовицы);
  • одноэтажный дом Кондратьева из сосны (из дер. Верхняя Путка);
  • большой двухэтажный сосновый дом Сергина (из дер. Мунозеро).

В состав сектора, который находится на территории живописной деревни Васильево, входят и другие объекты. Это амбары и хозяйственные постройки, привезенные из окрестных деревень, а также большой двухэтажный жилой дом Васильева, который является типичным для Заонежья.

Адрес: Васи́льево, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Ямка»

Этот сектор находится в центральной части острова, на территории деревни Ямка, и является реконструкцией типичного заонежского поселения. Каждое из строений, привезенное в деревню из разных уголков Заонежья, неповторимо в своем роде.

Здесь туристы могут увидеть:

  • часовню Апостолов Петра и Павла начала XVIII – конца XIX веков (из дер. Бережная);
  • ветряную мельницу 30-х годов ХХ столетия (из дер. Вороний остров);
  • дом Ананьевой конца XIX – начала XX веков (из дер. Красная Сельга);
  • амбары, кузницу, ригу и конюшню из различных поселений Заонежья;
  • необычный амбар на воде, предназначенный для хранения рыбы (из дер. Мижостров).

Кроме этих построек в состав сектора включены жилые дома, которые были привезены из деревень Красная Сельга, Вигово, Усть-Яндома, Липовицы, Маньшино и поклонный крест из дер. Хашезеро. Также здесь расположена часовня, возведенная во имя Нерукотворного образа в XVII – XVIII столетиях. Она была привезена на остров из деревни Вигово.

Адрес: Часовня Петра и Павла, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Пряжинские карелы»

Этот сектор знакомит туристов с уникальной культурой и бытом карел-ливвиков (олонецких карел) – субэтноса из Пряжинского р-на южной Карелии. Деревянное зодчество южнокарельских деревень представляют памятники культурного наследия, имеющие федеральное значение.

Это объекты, расположенные на восточном берегу острова Кижи:

  • дом крестьянина Яковлева, построенный из сосны (из дер. Клещейла);
  • поклонный крест, возведенный в 1763 году (из дер. Чуйнаволок);
  • амбар, постройка которого также датирована 1763 годом (из дер. Коккойла).

Сектор «Пряжинские карелы» является реконструкцией крестьянской усадьбы одного из коренных народов, населявших Карелию. Центр усадьбы – большой двухэтажный дом крестьянина Максима Яковлева. Он был возведен в конце XIX – начале XX веков плотниками местной артели с участием самого владельца. На подворье расположены хозяйственные постройки: амбары и риги, которые также являются памятниками деревянного зодчества.

Адрес: Дом Яковлева, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Северные карелы»

Этот сектор музея под открытым небом представляет культуру и быт северных р-нов Карелии. Объекты, которые включены в состав сектора, были перевезены на остров Кижи в 60-е годы ХХ века и размещены в его северной части.

Среди построек – памятники деревянного зодчества из селения Гафостров, которое находится в Муезерском р-не Карелии. Рига и ветряная мельница были построены из карельской сосны во второй половине XIX века. Мельница признана объектом культурного наследия регионального значения.

GPS координаты: 62°06’04.8″N 35°11’52.7″E.

Сектор «Вепсы»

Сектор «Вепсы» находится на северной стороне острова. Здесь представлены архитектура, культура и быт карельских и вепсских поселений.

В состав этого сектора включены оригинальные образцы зодчества:

  • амбар, построенный из сосны (из дер. Сяппяваара);
  • амбар Беляева из ели и сосны (из дер. Матвеева Сельга);
  • сосновая баня Фошкиной (из дер. Каскесручей).

Эти памятники деревянного зодчества привезены на остров Кижи из поселений вепсов – малочисленного народа, проживающего на территории Карелии.

GPS координаты: 62°05’49.9″N 35°12’23.6″E.

Сектор «Пудожский»

В этом секторе туристы знакомятся с деревянными постройками пудожских деревень.

Три больших бревенчатых жилых дома демонстрируют традиционную архитектуру, наиболее распространенную в Пудожье:

  • сосновый дом Беляева, построенный в 1910-е годы (из дер. Кубовская);
  • дом Бутина, возведенный в XIX веке (из дер. Пялозеро);
  • дом крестьянина Поташева, построенный в 1879 году (из дер. Пяльма).

Через дорогу напротив домов стоят несколько деревянных амбаров, привезенных на остров из деревень Пялозеро, Кубовская и Остров-Заречье.

GPS координаты: 62°05’30.3″N 35°12’33.2″E.

Сектор «Кондопожский»

В этом секторе представлены культура и быт карельских и вепсских деревень. Он расположен в северной части острова, за сектором «Пудожский». Основная достопримечательность этого сектора – часовня Преображения Господня, привезенная на остров из дер. Кавгора Кондопожского р-на.

Часовня была возведена во второй половине XVIII – первой половине XIX столетий. Она признана объектом культурного наследия, имеющим федеральное значение. В состав сектора также включены другие памятники деревянного зодчества. Это амбар Ждановой из сосновых бревен (из дер. Шелтозеро) и амбар Семеновой, построенный из ели и сосны (из дер. Сорочья гора).

Адрес: Часовня Трёх Святителей, Республика Карелия, Россия.