Греческие города государства

Всеобщая история

План урока:

Древнегреческий народ представлял собой совокупность родственных друг другу греческих племен: ахейцев, дорийцев, ионийцев и эолийцев. Все они произошли от одних предков, но впоследствии расселились по разным регионам греческого государства.

Остров Крит

Греческие города-государства возникли на острове Крит приблизительно в 1500-1400 году до нашей эры. Племена греков — ахейцев заселили богатый остров, на котором до них тысячи лет проживала минойская цивилизация [1] .

Первые жители острова Крит заселили его в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Историки называют критян минойцами, по имени их самого легендарного царя Миноса, о жизни которого греки впоследствии поведали в своих мифах [2] . Минойцы были развитым народом: у них была своя письменность, собственная культура и религия. Они основали на острове Крит города-государства, центральным из них был Кносс.

Каждое критское государство возглавлял царь. Народ почитал его как потомка богов, родившегося на земле для управления людьми. Царь являлся высшим жрецом, возглавлял войско, назначал и смещал чиновников,которые управляли народом, взимали с него налоги: продукты питания, шкуры животных, ремесленные изделия.

Дворцы острова Крита

Центром каждого государства на Крите был дворец. Он представлял собой огромный комплекс построек, состоящий из множества жилых комнат и хозяйственных помещений. Во дворце располагались покои царя, комнаты придворных и слуг, залы для проведения религиозных церемоний, зернохранилища, мастерские ремесленников. Дворец был оснащен системой водоснабжения и канализацией, специальными вентиляционными окошками, через которые воздух поступал на нижние этажи здания.

Запоминаем новые слова!

Церемония – это строго установленный порядок проведения какого-либо торжественного обряда.

На острове приблизительно раз в пятьдесят лет происходили землетрясения, в ходе которых разрушались отдельные части дворцов. Жители острова Крит не сносили полуразрушенные постройки, а пристраивали к развалинам дворца новые помещения и жилые комнаты. Таким образом, дворцы состояли из множества запутанных переходов, некоторые из которых заводили в тупик, к разрушенным частям здания. Отсюда произошла легенда о лабиринте Минотавра.

Миф о лабиринте Минотавра

По греческому преданию, на острове Крит был расположен дворец-лабиринт, в котором обитало страшное чудовище — Минотавр. Он представлял собой человека с головой быка, которого произвела на свет жена царя Миноса. Царь прятал чудовище от людских глаз, но вынужден был кормить его человеческой плотью. На съедение чудовищу он отдавал не жителей острова Крит, а греческих юношей и девушек, присылаемых сюда каждые девять лет. Согласно легенде Минотавр был убит греческим героем Тесеем, которому помогла прекрасная дочь царя Миноса – Ариадна. Она снабдила Тесея волшебным клубком нитей, с помощью которого герой смог найти выход из лабиринта.

Около 1500 года до нашей эры,вблизи острова Крит произошло страшнейшее извержение вулкана. Катастрофа спровоцировала мощные землетрясения на Крите, которые привели к гибели минойской цивилизации.

Микены и Троя

В период расцвета минойской цивилизации на острове Крит (середина 2 тысячелетия до н.э.), на территории Греции образовалось Микенское государство. Оно сформировалось под влиянием Критской цивилизации. Греки заимствовали у критян:

  • систему водоснабжения и канализацию;
  • некоторые религиозные обряды и особенности культуры;
  • систему государственного устройства;
  • стиль одежды.

Город Микены, расположенный на Пелопонесском полуострове, объединил под своей властью большинство племен Южной Греции. На тот период времени, многие греческие области находились в зависимости от Крита, выплачивали острову дань.

Запоминаем новые слова!

Дань – это старинный налог, взимаемый государством — победителем с побежденного народа. Дань с покоренных племен собирали не только деньгами (золотом и серебром), но и продуктами питания, ремесленными изделиями, шкурами животных, скотом и прочими ценностями.

В самой верхней точке города Микены располагался царский дворец. Его защищали крепостные стены, пройти которые можно было через вход – Львиные ворота. Свое название ворота получили по двум скульптурам львов, символически охраняющих микенский дворец.


Фото Львиные ворота

Как и на Крите, царь Микен одновременно являлся высшим правителем государства, верховный жрецом и главнокомандующим войсками. Часто микенские цари совершали завоевательные походы на острова Эгейского моря, соседние земли, расположенные в Малой Азии. Один из таких походов был совершен против Трои, по инициативе Микен началась знаменитая Троянская война.

Троянская война

Древняя Троя – богатый город, расположенный на побережье Малой Азии, через который проходил пролив, соединявший Эгейское и Мраморное море. Выгодное географическое положение позволило Трое стать важнейшим центром торговли между Древним Востоком и Западом. Не удивительно, что ее захотели завоевать греки – ахейцы.

Троянская война началась около 1200 года до нашей эры и продлилась долгие десять лет. Согласно легендам, причиной войны между Микенами и Троей,стало похищение троянским юношей Парисом прекрасной Елены –жены греческого царя Менелая. Множество греческих государств объединились, чтобы отомстить за обиду, нанесенную греческому царю, а значит и всей Греции. Но троянцы героически отстаивали свою Родину долгие годы, и греки пошли на хитрость- изготовили Троянского коня (статую лошади, в которую забралось множество греческих воинов).

В одно утро троянцы обнаружили, что греческие корабли исчезли, войска отступили, а на побережье стоит величественная статуя лошади. Они решили, что это подарок от греков, в честь примирения и пронесли Троянского коня прямо в центр города. Ночью, когда герои троянской войны праздновали победу, внезапно из коня вылезли тысячи греческих воинов. К тому времени к берегу причалили греческие корабли, Троя была захвачена и сожжена.

Оказывается!

История о Троянской войне дошла до современных людей благодаря поэме древнегреческого поэта Гомера – «Иллиаде». Долгое время, все что было описано Гомером, люди считали вымыслом. Однако в 19 веке немецкий ученый Шлиман нашел и откопал легендарный город Трою. На сегодняшний день достопримечательности Трои находятся на территории современной Турции.

Древние Афины

Древние Афины располагались в Средней Греции. Это был один из самых богатых и влиятельных греческих полисов [3] . Греки верили, что городу покровительствует сама богиня Афина, которая подарила его жителям обширные оливковые рощи.

Древние афиняне занимались земледелием — выращивали виноград и оливки, бобы и ячмень. На склонах гор они пасли коз и овец, которые приносили им сыр, молоко, шерсть. Из-за отсутствия плодородных почв, своего хлеба Афинам постоянно не хватало, жителям приходилось выменивать его у соседей на оливковое масло, вино, красивые изделия ремесленников.

Основным занятием афинян было гончарное производство. Они изготавливали красивейшие расписные вазы, изящные сосуды для масла и вина, тарелки, кубки, глубокие чаши. Необходимость в постоянном ведении торговли способствовала развитию мореплавания, кораблестроения. Каждый третий житель Афин мог назвать себя прекрасным пловцом и моряком.

Зарождение в Афинах демократии

Демократия – переводится с древнегреческого как «власть народа». Сегодня этим словом обозначают такое государственное устройство, при котором народ принимает активное участие в управлении делами государства.

Демократия в Афинах зародилась не сразу. Долгие годы афинский народ – демос – находился в бесправном положении под властью знати. Знатные семьи захватили в Афинах обширные плодородные участки земли, а простому народу приходилось довольствоваться крохотными земельными наделами. Бедные земледельцы часто брали в долг зерно и другие продукты питания у своих богатых соседей. Если долг не возвращался вовремя, у земледельца отбирали и без того небольшой земельный участок. Нередко разорившиеся афиняне продавали себя в рабство, чтобы их семья могла таким образом расплатиться за долги. По мере того, как все больше людей лишалось земли и свободы, между демосом и знатью росла непримиримая неприязнь.

Высшая власть в Афинах сосредоточилась в руках правящего совета – Ареопага, в состав которого входили исключительно выходцы из самых богатых и знатных семей. Афинский демос, доведенный до отчаяния своим бесправным положением, начал борьбу со знатью, которая продолжалась долгие годы.

Перемирие удалось установить благодаря уважаемому афинянину – Солону. С его имением связано зарождение демократии в Афинах. Солон, избранный в состав совета Ареопага, издал новые законы:

  • учредил справедливый суд, на котором могли присутствовать все желающие, а не только знатные и богатые горожане;
  • позволил демосу принимать участие в важнейших делах государства, сделав высшим органом власти Народное собрание;
  • освободил от уплаты государственных налогов неимущих афинян.

Но самая главная реформа Солона – введение запрета на долговое рабство (превращение в раба разорившегося земледельца, не сумевшего выплатить свои долги).

Запоминаем новые слова!

Налоги — это обязательные платежи граждан в пользу государства. В древнем мире налоги выплачивали не только деньгами, но и продуктами питания, ремесленными изделиями, одеждой.

Реформа – это преобразования, проводимые в государстве, затрагивающие ту или иную сферу жизни общества.

Реформы Солона способствовали расцвету демократии в Афинах. Знать была лишена всяческих привилегий. Все без исключения афиняне были равны перед законом. Теперь любой афинский гражданин мог принимать активное участие в управлении делами государства.

Древняя Спарта и ее жители

Спарта – небольшой по размеру, но влиятельный древнегреческий полис. Спартанское государство прославилось благодаря своим жителям, которые являлись самыми лучшими и самыми смелыми воинами во всей Греции. Они носили небогатую одежду, ели простую еду, жили в одинаковых жилищах. Спартанцы презирали жизнь в роскоши и комфорте, считая, что это противоречит воинской дисциплине.

Читайте также  Город пушкин москва

Большую часть времени спартанская армия проводила на войне, военной подготовке или охоте. Никто из спартанцев не занимался земледелием или скотоводством. Все продукты питания и вещи первой необходимости для спартанцев производили их рабы – илоты (жители завоеванных спартанцами областей). Илоты были абсолютно бесправны и всю свою жизнь работали на своих поработителей. Спартанцы относились к илотам с презрением, запугивали их, устраивая периодически нападения на их поселения.

Устройство спартанского государства

Несмотря на то, что все спартанцы жили скромно и были равны между собой, демократии в спартанском государстве не было. Им управляли одновременно два царя, власть которых передавалась по наследству. И Совет старейшин, членов которого набирали из мудрых спартанских воинов, возраст которых превышал шестьдесят лет. Спартанские правители не отличались от других воинов роскошными условиями жизни, их одежда, жилище и питание были такими же как у всех остальных.

Словарь

1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.

2. Миф – это древнее сказание о богах, героях или чудовищах.

3. Полис – самостоятельный город-государство в Древней Греции.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЁРНОГО МОРЕЙ

1. Города-государства.

В VIII-VI веках до н. э., одновременно с образованием государств в Афинах и Спарте, возникли рабовладельческие государства и в других греческих городах. Самостоятельное государство образовалось почти в каждом городе; кроме города, оно включало окрестные деревни. Такие государства называются городами-государствами. На Пелопоннесе самым могущественным из них была Спарта. Самым большим и богатым городом-государством Средней Греции были Афины.

В городах-государствах шла ожесточённая борьба за власть и за землю между демосом и аристократами. Во многих городах, как и в Афинах, демос добился отмены долгового рабства и получил право участвовать в управлении государством. В других же городах-государствах аристократы удерживали власть в своих руках и сурово расправлялись с демосом. Тяжёлое и бесправное положение демоса в таких городах-государствах хорошо показал в басне греческий поэт Гесидд, живший в конце VIII — начале VII века до н. э.

2. Развитие ремёсел и торговли в Греции.

В городах-государствах, расположенных возле удобных гаваней, быстро развивались ремёсла и торговля. Производством шерстяных тканей славился Милёт — самый крупный греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе.

Греки научились строить прочные деревянные корабли, ходившие на вёслах и под парусами. На них греческие купцы возили в заморские страны изделия ремесленников.

3. Образование греческих колоний.

Первоначально греческие корабли приставали на короткое время к чужим берегам и купцы обменивали изделия Греции на товары, в которых она нуждалась: на хлеб, скот, шерсть, рыбу, а также на рабов. Затем греческие города-государства стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей.

В Греции в VIII-VI веках до н. э. было немало желающих переселиться в заморские страны. Ремесленники и торговцы рассчитывали найти в этих странах сбыт своим товарам. Бедняков гнала туда нужда. Гесиод писал, что они уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть».

Ожесточённая борьба между демосом и аристократами также заставляла греков покидать родные места. При победе знати её противники принуждены были бежать из Греции, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов.

4. Жизнь населения в колониях.

Переселяясь в другие страны, греки не удалялись далеко от моря. На берегу удобной бухты или в устье большой реки они строили город и окружали его крепостной стеной.

Греки силой забирали плодородные земли вблизи колоний, а захваченных в плен местных жителей обращали в рабов. Крестьяне и рабы обрабатывали землю, разводили на ней виноградники, пасли скот. В колониях работали ремесленники; купцы в колониях торговали с племенами, жившими в глубине страны.

К V веку до н. э. на морских берегах от Испании до Кавказа образовались сотни греческих колоний. Один древний писатель сказал, что греки сидели в своих колониях на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

Почти в каждой колонии было самостоятельное рабовладельческое государство. Оно имело своё войско, чеканило свою монету. Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции.

Жители колоний поддерживали связи с Грецией, а тот город, который основал их колонию, они называли «мать-город». Где бы ни жили греки, они считали себя одним народом и называли себя эллинами, а Грецию — Элладой.

5. Значение образования колоний.

Возникновение колоний имело большое значение и для Греции, и для тех стран, где они возникли.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на изделия ремесленников, а это способствовало развитию ремесла. Приток в Грецию рабов из колоний вёл к росту в ней числа рабов. В странах, где возникали греческие колонии, быстрее развивались торговля и ремёсла, местные племена быстрее переходили от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

В нашей стране, на берегах Чёрного и Азовского морей, сохранились развалины многих греческих городов. Археологи находят здесь греческие монеты, изделия ремесленников, остатки крепостных стен, домов, храмов и другие вещественные памятники. На берегу Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря, стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов — Пантикапёй.

Греческий полис — основа эллинской цивилизации

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

Читайте также  Где находится город кировоград

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

Уничтожение и порабощение населения разрушенного полиса называлось в греческих текстах словом «андраподизм». До конца Классической эпохи известно 46 примеров андраподизма.

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Полис – не равно город

Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.

Читайте также  Орлеан город во франции

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.
На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

В полисах сооружали и театры . Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.

Особым статусом обладали женщины. Говоря о свободных гражданах полиса, участвующих в общих собраниях, принимающих политические решения, посещающих гимнасии, следует иметь в виду, что это касается лишь мужчин. Женщина – хранительница домашнего очага, и в общественных местах ей появляться не следует, таково было мировоззрение древних греков. Исключением становилось посещение рынка – так называемой «женской агоры» — и больших праздников, вроде игр Панафинеи в афинском полисе, в которых женщины даже становились участницами торжественного шествия.

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Название греческих городов государств — кратко

Полисы Древней Греции

Небольшая территория с густонаселенным пунктом, обычно с единственным городом, носит название «город-государство».

В настоящее время в Греции нет такого типа государств, но в античные времена здесь существовало большое количество независимых объединений, которые назывались полисами.

Историками было определено, что крупнейшими городами-государствами в Древней Греции было пять могущественных полисов: Милет, Коринф, Афины, Олимпия и Спарта.

Государство Милет

На берегу реки Большой Мендерес примерно в четвертом тысячелетии до нашего летоисчисления на полуострове Анатолия был основан полис Милет.

Государство было разделено на две части, которые были окружены крепостной стеной. Здесь находились четыре гавани, построенные для безопасной стоянки торговых судов. Все порты были защищены от неприятия со стороны Адриатического моря оборонительной крепостью.

Благодаря удачному географическому расположению в полисе была развита торговля с соседними государствами.

Морские корабли часто заходили в акваторию Понта Эвксинского моря (античное название Черного моря), где на ее берегах располагались многочисленные Милетские колонии.

В первой половине VI столетия до н. э. правителями Милета были Фрасибул, Фоас и Дамасенор. В этот период город стал богатым и сильным государством.

Руины этого древнего города-государства находятся на территории Турции возле курорта Бодрум.

Сейчас на этом месте расположен небольшой поселок Палатия, возле которого находится главная достопримечательность – останки древней арены построенной во втором веке на фундаменте греческого театра.

Древнегреческое государство Коринф находилось в 6 км от одноименного современного итальянского города на территории Коринфского перешейка (Истмийский), соединяющего полуостров Пелопоннес с Грецией.

Полис был основан приблизительно в X столетии до нашего летоисчисления.

Один из учителей христианской веры апостол Павел прибыл в город в 51 году и подробно описал, каким был Коринф до его разрушения римлянами.

Это государство, благодаря тому, что оно контролировало водоем Истмийского перешейка, было крупным торговым центром античной Греции.

В тот период Римская империя требовала расформировать политическое объединение полисов на полуострове Пелопоннес (Ахейский союз), но руководство Коринфа оказало сопротивление.

В 146 году римский военачальник Люциус Муммий, убедившись, что мирным путем не удается добиться роспуск ассоциации, приказал город уничтожить.

В 44 году по указанию Гая Юлия Цезаря Коринф был восстановлен и заселен переселенцами из Сирии, Египта и других соседних государств.

В середине XIX столетия в результате землетрясения город был разрушен, и было принято решение построить новый одноименный, современный город.

Сейчас древнегреческий полис является музеем под открытым небом, где сохранены памятники культуры прошлых веков.

Согласно легенде полуостров Пелопоннесе получил свое название в честь древнегреческого героя Пелопа, победившего в соревнованиях на двухколесной повозке Эномая — царя античного города Писа.

Изначально эти события проводились в северо-западной части Пелопоннесе, где участвовали только колесницы. Постепенно соревнования представляли собой смесь спортивных и музыкальных соревнований.

В тот древнеримский период город-государство Олимпия не имел большой торговый и военный потенциалы. Благодаря популярности игр, которые распространились на весь полуостров, Олимпия получила статус спортивного центра.

В этом полисе был построен первый в Греции стадион «Панатинаико» между скалистой возвышенностью Ардетт и рекой Илисос для проведения игр, получивших название «Олимпийские игры».

Согласно историческим документам, первые игры проходили с 776 года до н.э. и закончились в 393 году нашего летоисчисления.

Судьями избирались из числа почетных жителей Олимпии, а первым победителем был повар из Элиды.

За 1169 лет было проведено в Олимпии 293 игры.

В конце четвертого столетия последний император Римской империи Феодосий I Великий запретил проводить Олимпийские игры, так как считал, что они являются частью языческой культуры. В результате этого запрета, полис Олимпия приходит в упадок.

В 1896 году общественный французский деятель способствовал возрождению современных Олимпийских игр, которые проходят раз в четыре года при участии спортсменов всех стран мира.

Сейчас родина Олимпийских игр, расположенная на расстоянии 115 км от столицы Греции, является музеем под открытым небом, где находятся руины античного стадиона и музеи истории Олимпиады и Олимпии.

Полис Афины

Современной столицей Греции является город Афины, расположенный на месте древнегреческого одноименного полиса.

Город-государство образовался примерно в середине XV столетия до н.э., и был одним из крупных в Древней Греции. Здесь зародилась первая в истории демократическая форма правления.

Во времена «золотого века» (500 – 300 года до н.э.) полис стал культурным центром Древней Греции.

Основоположник греческой философии Сократ и афинский драматург Софокл считаются гордостью того периода.

Сейчас Афины являются центром международного туризма, где на территории 420 км² расположено много исторических памятников греческой культуры.

Древняя Спарта

Самым могущественным полисом древнего мира была Спарта.

Историки установили, что месторасположение этого античного города-государства была долина реки Эвротас.

Основателями были представители древнегреческого племени дорийцы, которые в VIII столетии до н.э. завоевали плодородную соседнюю область. Благодаря колонизации Спарта стала крупным государством.

Изначально жители занимались торговлей с другими полисами, но впоследствии спартанцы, с целью завоевания других территорий, усилили свою армию и их вооруженные силы стали одними из сильнейших древнегреческих войск.

В отличие от Афинской демократии, Спарта была воинствующим полисом, где правила каста из военных полководцев.

Соперничество с Македонией и Ахейским союзом привело к тому, что в 146 году Спарта прекратила свое существование как город-государство и вошла в состав Римской империи.

Сейчас этот град является современным торговым центром, где на его окраине сохранились руины древнего полиса и античные сооружения. Многие из них находятся в списке ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия.