Город святого петра

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Почему Геленджик так называется и при чём тут Белая невеста, символ города? .

Толковый словарь В. Даля ON-LINE. Толковый словарь живого великорусского языка &m.

Вечный православный календарь на каждый день. При нажатии в верхнем правом угл.

Оборона Бреста. Первые месяцы войны.

Вставай, страна огромная! | Песня, которой аплодировали во всех уголках мира. Видео. Священная .

Метки

Рубрики

  • фотоальбом (4)
  • Кулинария (172)
  • архитектура (7)
  • астрология (10)
  • без темы (65)
  • бизнес на диване (7)
  • выставки, фестивали, конкурсы (4)
  • вязание (180)
  • Георгиевская ленточка (6)
  • города и селения (30)
  • дачные страсти (58)
  • День Победы (34)
  • дизайн интерьера (44)
  • династии (15)
  • есть такая профессия (8)
  • Женщина в свете — правила этикета (6)
  • Женщины в истории страны (45)
  • женщины-художники (34)
  • живопись (69)
  • знаменитые животные знаменитых людей (5)
  • история костюма (3)
  • история песни (14)
  • история России (4)
  • клип-арт (7)
  • Компьютер (2)
  • конструторы сайтов, бесплатные (2)
  • Косметика (11)
  • космос — космонавты (32)
  • Кофе (11)
  • красота и здоровье (62)
  • культура России (1)
  • лайфхаки (24)
  • литература (41)
  • М.Ю. Лермонтов (2)
  • Медицина (1)
  • мода (40)
  • музеи мира (18)
  • музыка с ютюб (121)
  • настройки дневника (59)
  • необычные картины (9)
  • ни дня без песни (32)
  • обзор каталожной косметики (0)
  • памятники (8)
  • Парфюмерия (6)
  • петр первый (5)
  • Польские актрисы в советском кино (1)
  • Православие (5)
  • Преданья старины глубокой (32)
  • Психология (14)
  • Путешествия (1)
  • Пушкин (15)
  • Рукоделие (93)
  • садовый дизайн (4)
  • сады и парки (12)
  • Санкт-Петербург (34)
  • фавориты и фаворитки (1)
  • фигурное катание (23)
  • фильмы (4)
  • флористика (12)
  • Фото-искусство (24)
  • художники (40)
  • энциклопедии (2)
  • Япония-Фукусима-радиация (7)

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Почему так назван Saint-Petersburg.

Санкт-Петербург — «город Святого Петра»

На первый взгляд, вопрос «Почему Петербург так назван?» — звучит, по меньшей мере, странно.

Как может называться город, основанный Петром I, который, говоря нынешним языком, был «западником»? Проходя обучение в Европе, которая уже становилась на индустриальный путь развития, великий царь не преклонялся перед ней, а хотел все достижения перенести на землю Российскую.

. название городу дал сам великий реформатор Петр Первый, посвятив свое детище апостолу Петру, старшему брату Андрея Первозванного, покровителю рыбаков и мореплавателей. Кому как не ему, любимому ученику Иисуса, можно было посвятить крепость, воздвигаемую на выходе в Балтийское море, тем более что апостол был ангелом-хранителем самого царя. Так был заложен и возведен «город Святого Петра». Вот почему Санкт-Петербург так назвали. Просто это более приемлемый для уха европейских купцов перевод русского названия. Задуманный как «окно в Европу», город должен был стать максимально привлекательным для торговли, призванной подтолкнуть развитие производящих отраслей России, у которой до этого не было выхода к северным морям.

Санкт-Петербург — великий город с уникальной сменой имен.

Первая мировая война внесла существенные изменения в жизнь всех петербуржцев. Многие начали задумываться над тем, что название «Санкт-Петербург» пришло с немецкого языка. Для повышения духа патриотизма 18 (31 августа) 1914 года город переименовали на более нейтральное «Петроград».

В быту новое название приживалось не очень хорошо. Многие не могли понять, почему так называется Петербург. Слово «Петроград» упорно игнорировалось, в начале 1920-хх годов простонародье все еще использовали «Петербург».

II Всесоюзный Съезд Советов СССР отреагировал на просьбу Петросовета и 26 января 1924 года переименовал Петроград в Ленинград. Новое название должно было закрепить значимость Октябрьской революции. По сути, руководители Советского государства решили заменить историческую значимость ПетраI на В.И.Ленина. Недавние события были куда ближе властной верхушке.

. в СССР не принято было подчеркивать значение религии в жизни дореволюционной России. Никогда не допускалось даже мысли о том, что возведение Ленинграда, «города революционной славы», изначально могло посвящаться какому-то апостолу, никогда не заострялось внимание на том, почему Санкт-Петербург так назвали. Признавалось только, что он был основан Петром.

Отсюда и вопросы, возникающие у молодежи, которая и не очень-то знакома со смыслом всех переименований. Тем более что город задумывался изначально как крупный образовательный центр, где сразу же параллельно с церквями и храмами возводились учебные центры и выписывались за большие деньги лучшие преподаватель Европы. И все это делалось под личным наблюдением царя. Как может возникнуть вопрос о том, почему Петербург так назван? Ответ лежит на поверхности: потому что строил его Петр, иногда даже собственноручно, чтобы поднять дух строителей, согнанных со всей страны.

но по истечению почти 70 лет жители Северной столицы все еще помнили о своих корнях. Когда в 1991 году был проведен опрос о возвращении городу его исторического названия, больше половины горожан (54,86%) высказались за это переименование. Так, 6 сентября 1991 года Санкт-Петербург вернул себе прежнее имя.

И вдаль глядел.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен;корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей Порфироносная вдова.

Венеция по имени Питер. Почему у города на Неве десятки названий?

Санкт-Петербург переименовывали не раз. Он был и Петроградом, и Ленинградом, и вновь Петербургом. Накануне политик Владимир Жириновский предложил вновь изменить имя города. Официально вернув ему название, данное в далеком 1914 году. Аргумент Жириновского прост — Петроград для русского человека звучит как-то проще нежели пафосный Санкт-Петербург.

Интересно, что город на Неве имеет ни много ни мало почти 30 имен! О некоторых из них SPB.AIF.RU рассказала доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ Светлана Друговейко-Должанская.

Узнаваемый и любимый

«У этих наименований есть научное называние — перефразы, — объясняет Светлана Друговейко-Должанская. – Есть они у каждого города и страны. Но у Петербурга их больше всех – порядка 30. Перечислить всех их непросто — наверное, каждый из нас вспомнит только половину из них. Но цифра в 30 перефраз официально зафиксирована».

Профессор рассказывает: большая часть имен Петербурга взяты из литературы. Другая часть отражает важные исторические события, которые произошли в городе.

«Возможно, так много названий досталось Петербургу потому, что этот город не только важен для истории, культуры и литературы, но и просто многим дорог. А, как известно, у любимого дитяти много имен», — говорит профессор.

По словам филолога, большую часть из них город получил в 19-20 веке.

«Могут ли еще появиться названия? Трудно строить прогнозы, — разводит руками лингвист. — Должно произойти значительное историческое событие, связанное с Петербургом, чтобы оно закрепилось в образном наименовании».

Город дождей

Сколько названий любимого города может вспомнить вы? Мы собрали несколько из тех, которые до сих пор встречаются в речи.

Северная столица/Вторая столица. Название возникло после революции 1917 года, в период, когда столицей стала Москва. Петербург перестал быть главным городом страны, но столичное сознание у жителей осталось. Название закрепилось с некоторым уточнением по географическому признаку.

Северная Венеция/Северная Пальмира. Такое наименование Петербурга встречалось еще в текстах 19 века. Город, полный рек, каналов и мостов по красоте не уступал итальянскому, поэтом имя прижилось довольно быстро. Что касается Пальмиры, название закрепилось начиная с 1810-х годов. Петербург — роскошный, богатый и изящный — сравнивали с древним сирийским городом, чьи классические колонны и сооружения стояли посреди пустыни. Творение Петра было похоже на него с одной разницей — вместо песка были болота.

Петровский парадиз. Сам царь Петр предпочитал называть свое детище «парадизом», то есть раем. Со временем к этому слову добавилось и имя создателя.

Град Петров/Петра творенье/город на брегах Невы/окно в Европу. Эти фразы с легкой руки Александра Пушкина плотно вошли в речь горожан. И до сих пор сохранились не только в литературных произведениях, став крылатыми.

Читайте также  Адлер панорама города

Город трех революций/колыбель революций. Петербург выдержал не много ни мало три судьбоносных восстания! Это событие сыграло важную роль в истории России и, конечно, не могло не отразиться в языке. Сейчас мало кто назовет Петербург так, но в начале 20 века это имя было очень популярным.

Город Белых ночей/город на Неве/город дождей и туманов. В этих перефразах горожане собрали главные особенности Петербурга. Интересно, что городом дождей и туманов зовут также и Лондон.

Город Святого Петра. Санкт-Петербург назван в честь покровителя царя-основателя – Петра Первого. Правда, это имя звучит на европейский манер. А если по-русски, он будет городом Святого Апостола Петра.

СПб/Питер/Ленинбург/город Ленина. Многим (вот и Владимиру Вольфовичу тоже) кажется, что Санкт-Петербург звучит пафосно. А речь всегда стремится к тому, чтобы стать проще. Поэтому не мудрено, что имя города стало сокращаться и дошло даже до трех букв. А что касается «Ленинбурга» — то это шутка, очень распространенная в СССР.

Петрополис/Петрополь/Питерпол. Именно так назывался город на первых картах. Петр – имя. Полис – город. Отчего же название с греко-италийскими мотивами не сохранилось? Потому что Петр очень хотел посвятить свой град святому.

По святым местам Израиля: Капернаум — город Святого Петра

Когда речь заходит о святых местах Израиля, все, безусловно, в первую очередь думают об Иерусалиме. А вот про Капернаум, который, к слову, в Новом завете упоминается даже чаще, чем Иерусалим, вспоминают не сразу. Между тем, это место обязательно к посещению не только туристов, отправившихся в Израиль с целью религиозного паломничества, но и всех тех, кто интересуется описанными в Библии событиями в историческом ключе.

К слову, Федор Михайлович Достоевский в своем «Преступлении и наказании» Капернаум как раз вниманием не обошел. Как многие знают, роман Достоевского наполнен библейской символикой, вот и Сонечка Мармеладова (аллюзия автора на образ Марии Магдалины) снимает комнаты не у кого-нибудь, а у портного по фамилии Капернаумов. Между тем, если обратиться к Библии, то подтверждений тому, что Мария Магдалина жила в Капернауме нет, точно известно, что она была родом из городка по соседству — Магдалы — древнего галилейского города, где сегодня ведутся масштабные археологические раскопки. В Капернауме же, согласно Священному Писанию, нашел приют изгнанный из Назарета Иисус Христос.

На фото: археологический парк Капернаума

Расположен Капернаум на берегу Кинерет — пресноводного озера на северо-востоке Израиля. Озеро немаленькое, оттого в древности водоем именовали Галилейским морем, да и сегодня, кстати, это название по-прежнему широко используется. Впрочем, назвать Капернаум именно городом — тоже в некотором роде пойти против действительности, на самом деле, современный Капернаум — это археологический музей под открытым небом и национальный парк Израиля. Жилых домов же в исторической зоне нет в принципе.

На фото: археологический комплекс Капернаума, руины Белой синагоги

Стоит сказать, что Капернаум или Кфар Нахум превратился в город-призрак уже в VII веке нашей эры, когда после нашествия персов и арабов его покинули и христиане, и евреи. Впрочем, начало заката Капернаума принято датировать аж V веком нашей эры, уже тогда население города составляло всего лишь 1500 человек.

На фото: колонна Белой синагоги в Капернауме

А вот в библейские времена это небольшое по современным меркам поселение на берегу Галилейского моря процветало. Город был основан примерно 2500 лет назад и к первому веку нашей эры достиг пика своего расцвета. Дело в том, что находился Капернаум на границе государства Ирода Антипы, и через него проходили торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии, а, как известно, расположение города на крупных торговых путях — самый короткий и гарантированный путь к увеличению благосостояния его жителей.

На фото: руины Белой синагоги в Капернауме

Когда попадаешь на территорию Капернаума, первое, что видишь, — внушительную статую апостола Петра. Это и неудивительно, именно он жил здесь, а Христос, впоследствии проповедовавший в синагоге Капернаума, нашел приют в доме тещи апостола, которую Спаситель излечил от горячки. Здесь же в Капернауме Иисус обрел и других учеников: Андрея, Левия Матфея и братьев Зеведеевых — Иакова Старшего и Иоанна Богослова.

На фото: статуя Святого Петра в Капернауме

Кстати, любопытный факт — Петр — не имя апостола, как многие привыкли думать, а прозвище, которое дал своему ученику Иисус. Возникло оно от слова Кифа, что по арамейски означает «камень», а в современной традиции восходит к греческой интерпретации этого слова — πέτρος, то есть, «петрос», что, опять-таки, значит «камень». При рождении же апостол Петр носил имя Шимос (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎), что в современной традиции соответствует имени Симон, да и родился апостол не в самом Капернауме, а в располагавшемся тут же на озере Кинерет рыбацком городе Вифсаида в семье рыбака Ионы.

На фото: церковь, построенная на месте дома Святого Петра

Сегодня на месте того дома, где по легенде и жил Святой Петр, устроена католическая церковь. Пропустить ее невозможно, поскольку это единственная современная постройка на территории археологической зоны Капернаума. Внутри церковь — максимально простая, но зайти туда все равно стоит, чтобы посмотреть на скрытые под прозрачными полами руины древней восьмиугольной византийской церкви, впрочем, частично их можно рассмотреть и снаружи здания — современное здание, выполненное в виде сложной геометрической фигуры, возвышается над руинами, но не закрывает их.

На фото: руины византийской церкви, построенной на месте дома Святого Петра

Вторая важная достопримечательность Капернаума — Белая Синагога, по руинам которой можно беспрепятственно гулять, фотографируя внушительные колоны. Как выяснили археологи, построено здание было в III — IV нашей эры, то есть, как минимум спустя два столетия после событий, описанных в Библии, но, тем не менее, стоит синагога на развалинах древнего сооружения, где, если следовать традиции, и проповедовал Христос.

На фото: Белая Синагога в Капернауме

На то, что события, описанные в Библии, соотносятся не только с традицией, но и с историческими фактами, указывает еще один любопытный объект Капернаума. Дело в том, что рядом с Белой синагогой внимательный турист обязательно обратит внимание на древние колонны и другие артефакты, стоящие отдельно от здания.

На фото: руины Белой Синагоги в Капернауме

Одна из колонн, с виду совсем неброская, примечательна тем, что на ней выгравирована надпись «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну». И вот тут-то открывается удивительное, дело в том, что фамилия Бар-Зевида (Зебида) вероятно является еврейским аналогом фамилии Зеведеев, которую носили апостолы Иоанн Богослов и Иаков Зеведеев, так что, вполне возможно, создал колонну один из потомков рода, к которому принадлежали Иоанн и Иаков. Кстати, Иоанн Богослов стал единственным из апостолов Христа, дожившим до глубокой старости, что дополнительно подтверждает теорию о причастности мастера, работавшего над колонной, к роду Зеведеев.

На фото: справа та самая колонна с надписью

Хотя практически вся территория Капернаума, в том числе, и Белая синагога, сегодня принадлежит католикам, тут есть и православный греческий монастырь с Собором Двенадцати Апостолов, основанный в тридцатых годах XX века греческим иерусалимским патриархом Дамианом. Одна из особенностей монастыря в том, что здесь за всем следит один единственный человек — Иринарх из Македонии, он уже взрослым человеком окончил духовную семинарию в Иерусалиме и принял постриг. В Капернаум Иринарх перебрался в 1991 году и путем титанических усилий привел бывшую в запустении территорию монастыря и церковь в порядок. Сегодня греческий монастырь выглядит словно цветущий сад какого-нибудь старинного поместья, а по его дорожкам гуляют гордые павлины. Местный собор — тоже очень любопытен. Его венчают 12 куполов (по числу апостолов), а выкрашены купола в розовый цвет, что удивительно, ведь в Греции по традиции купола покрывают синей краской.

На фото: Собор Двенадцати Апостолов в Капернауме

В финале рассказа о Капернауме хочется упомянуть о местном гастрономическом специалитете, который тоже напрямую связан с именем апостола Петра. Во время поездки в Капернаум, обязательно загляните в один из ресторанчиков, что открыты на берегу озера Кинерет, и закажите там рыбу, которая в научном мире имеет название тиляпия пресноводная, в Израиле же её именуют амнун или рыба Святого Петра.

Читайте также  Семей город в казахстане

На фото: рыба Святого Петра

Считается, что именно эту рыбу ловили ученики Христа, и для подтверждения данной теории имеются весьма серьезные основания. Дело в том, что тиляпию вылавливали в озере Кинерет с незапамятных времен, ее подавали на стол в Иудеи и Галилеи, а в соленом виде рыба амнун даже шла и на экспорт, ее поставляли в Рим и в провинции римской империи, расположенные в Малой Азии. Уже этих данных вполне достаточно для того, чтобы предположить, что именно тиляпию ловили апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Богослов, а также что именно этой рыбой Христос накормил народ в библейском эпизоде о чуде «Умножения хлебов и рыб», однако на то, что в Библии фигурирует именно тиляпия указывает еще один любопытный момент.

«Чудесный улов рыбы», эскиз для гобелена Рафаэля Санти

В Евангелии от Матфея есть следующая сцена. К Петру, вернувшемуся в Капернаум, подходят собиратели дидрахм и просят его дать им монету. Апостол соглашается, Иисус же на просьбу Петра дать монету, говорит ученику: «Пойди к морю и вылови рыбу, а во рту у этой рыбы будет монета статир». Так и происходит. Что любопытно, особенность рыбы тиляпия как раз в том, что она часто хватает ртом блестящие предметы. Рассказывают, что случаи, когда современные жители Израиля находят во рту у рыбы монеты — нередки, так что, гипотеза о том, что именно эту рыбу ловил в свое время апостол Петр имеет более, чем веские основания. Да, на вкус рыба — изумительная, так что, не упустите шанс попробовать её в одном из ресторанов на озере Кинерет, и, кто знает, может быть, вы тоже найдете у нее во рту современный шекель или древний статир?

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя – Петра I. Однако это не так. Город носит имя небесного покровителя первого русского императора – апостола Петра. Желание назвать какую-нибудь крепость в честь своего небесного покровителя было у российского императора задолго до основания Петербурга…

Такую крепость должны были воздвигнуть на Дону в случае успеха Азовского похода, но он закончился неудачей. Крепость в честь святого Петра была заложена 16 мая 1703 года на Неве и названа Санкт-Петербург. Но уже 29 июня после закладки в крепости собора Петра и Павла она стала именоваться Петропавловской, а старое первоначальное имя Петербург распространилось позднее на весь город.

Миф об основании Санкт-Петербурга…

«16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем».

На самом деле на Заячьем острове (по-фински Ени-саари) был заложен не город, а крепость. Город возник позже под ее защитой на соседнем Березовом острове. Некоторые исследователи утверждают, что Петр при закладке не присутствовал (как установили историки, с 11 по 20 мая его на месте будущего города вообще не было).

Санкт-Петербург был основан на необжитой пустынной территории…

Эта легенда укоренилась в сознании питерцев, чему немало способствовали строки из пушкинского «Медного всадника»: «На берегу пустынных волн». Мы представляем себе необжитую пустынную местность, покрытую лесом и болотами.

На самом деле, только на месте исторического центра города существовало около сорока поселений, причем многие из них еще до шведской оккупации принадлежали Новгороду.

Многие строения будущей столицы возникали уже на обжитых местах. На Васильевском острове стоял охотничий домик Делагарди, на месте Адмиралтейства — шведское поселение, название которого установить не удалось; в устье Фонтанки — деревня Каллила (вот откуда Калинкина деревня и Калинкин мост); на месте Инженерного замка — мыза Канау с ухоженным обширным садом (на его месте и возник Летний сад); в районе Смольного — село Спасское.

До возникновения города существовали поселения, названия которых сохранились до сих пор — Сабирино, Одинцово, Кукарево, Максимово, Волково и Купчино.

Медный всадник, сделан из меди…

«Медный всадник» — символ города. «Медный всадник — все мы находимся в вибрации его меди», — писал А. А. Блок. Однако, материал памятника не медь, а бронза, а свое название он получил только после появления одноименной поэмы А. С. Пушкина.

Поцелуев мост получил свое название благодаря влюбленным…

До сих пор Поцелуев мост считается местом свиданий влюбленных. Так повелось, якобы, с давних пор. Отсюда и название, тем более символично, что этот мост не разводится.

На самом деле мост назван по фамилии купца Поцелуева, содержавшего трактир на левом берегу реки Мойки, на углу теперешней улицы Глинки. Трактир назывался «Поцелуй», поэтому и ведущий к нему мост стали называть Поцелуев

Миф о происхождении названия «Васильевский остров»…

О происхождении названия «Васильевский остров» тоже есть легенда-заблуждение. Считается, что при Петре на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин.

Посылая к нему приказы, Петр писал: «К Василию на остров» — отсюда, якобы, и название. Но название острова существовало до основания Петербурга. Оно упоминается еще в 1500 году в переписной окладной книге Водской (Водинской) пятины Великого Новгорода. В то же время остров имели другое финское название — Лосиный (Хирва-саари). Именно здесь Петр и предполагал создать центр города.

Улица Бармалеева названа в честь разбойника Бармалея из Сказки Чуковского…

На самом деле все было с «точностью до наоборот». К. И. Чуковский бродил по городу в начале 20-х годов с художником М. И. Добужинским, и они натолкнулись на улицу со столь странным названием. Конечно, оба начали фантазировать — так родился африканский разбойник Бармалей.

Добужинский тут же нарисовал его портрет, а Чуковский позже придумал стихи. В русском языке есть слово «бармолить» — говорить невнятно. Может быть, слово «бармалей» было прозвищем человека, потом стало его фамилией? Отсюда и название улицы, где он, скорее всего, был землевладельцем.

Хотите посмотреть как выглядел Петербург во времена Пушкина и декабристов? Тогда вашему вниманию акварели итальянского художника Анжело Тозелли, выполненные с башни Кунсткамеры в 1817 — 1820 годах.

Панораму открывает лист с изображением Зимнего дворца. В современный зелено-белый цвет его выкрасили после революции.

Адмиралтейство. Заложено Петром I как судостроительный завод. В начале 19 века еще исполнял свою первоначальную функцию. Вокруг склады с материалами. Казанский собор на Невском на месте.

Современного Исаакия, конечно, еще нет. Стоит 3-й, сооруженный Ринальди.

Памятник Петру на месте, библиотека Ельцина Сенат и Синод тоже. Первый мост на Васильевский остров брал начало от Сенатской площади и был понтонным. Его наводили каждый год после того как Нева вскрывалась ото льда. И он как и сегодня разводился по ночам для того чтобы пропускать суда. Так что Пушкин уже тогда вполне мог засидеться в гостях на Ваське и обнаружить, что теперь добраться домой можно только утром.

За мостом стоят военные корабли. Здание академии художеств на месте. Сфинксов еще не привезли.

Здание 12 коллегий, заложенное еще при Петре. Уже университет. Справа стройка церкви святой Екатерины.

Института Отта нет и центральная часть стрелки ВО была просторной площадью. Тут в то время располагался грузовой порт, потому все застроено складами.

А вот биржа уже стоит. Вокруг хибары и сельский колорит.

Дворцового моста очень не хватает.

На заднем плане видно второй наводной мост, на месте современного Троицкого.

Город святого Петра возвращает свои храмы и имена

Программа «Возвращение в Петербург»

Андрей Борисович Рыжков, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга

Эфир 31 мая 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ

26 апреля состоялось первое почти за четыре года возвращение исторического названия петербургской улице: Смоляная.

Летом 2017 года на карту вернули Лафонскую улицу (с 1954 — улица Пролетарской Диктатуры) и три проезда в Колпине: Адмиралтейскую и Соборную улицу, а также Вознесенское шоссе (с 1920-х — Володарского, Урицкого и Лагерное соответственно). В прошлом, 2020 году, состоялось возвращение названия железнодорожной платформе Дудергоф, но она проходит совсем по другому, федеральному ведомству. И вот, наконец, с нами опять Смоляная улица — маленький кусочек исторической топонимии, превращенный в 1976 году в улицу Книпович…

Читайте также  Геленджик площадь города кв км

История этого возвращения, богатая драматическими поворотами, тянется как раз с 2017 года. Тогда Топонимическая комиссия, воодушевленная успешной реставрацией Лафонской, Адмиралтейской, Соборной и Вознесенского, в очередной (пятый по счету) раз одобрила возвращение 10 Рождественских улиц в Песках (Советские), а также Знаменской улицы (Восстания). И на том же осеннем заседании было одобрено предложение отца Богдана Полевого, настоятеля возрождаемого храма в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радости на проспекте Обуховской обороны, о возвращении Смоляной улицы.

К сожалению, уже на следующий год наступила очередная топонимическая «заморозка»: у исторических возвращений нашлись влиятельные противники в петербургской исполнительной власти. И вместе с Рождественскими и Знаменской в долгий ящик была положена и Смоляная. Там бы она и оставалась, если бы весной 2020 года к новому губернатору не обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

И произошло маленькое чудо: в ходе опроса, организованного на сайте городского правительства, 82% проголосовавших (из 3600 человек) высказались за возвращение Смоляной.

Топонимическая комиссия на сентябрьском заседании 2020 года, разумеется, подтвердила свою предыдущую рекомендацию, но для официального возвращения названия понадобились еще полгода, которые выдались совсем не простыми. Как бы то ни было, но активность горожан и авторитет митрополита все же сделали свое дело.

И хотя это всего лишь отдельный топоним, который находится даже не в историческом центре Петербурга, но важен сам факт возвращения, и то, что усилия неравнодушных горожан наконец-то возымели свое действие.

А все-таки (спросят нас въедливые критики) — чем «Смоляная» лучше «Книпович»?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истории района, известного как Стеклянный городок.

Он ведет свое начало от зеркального и стеклянного заводов, построенных в XVIII веке на землях князя Г.А. Потёмкина.

В 1791 году заводы были взяты в казну и стали именоваться Императорскими.

Уличный топонимический ансамбль Стеклянного городка сформировался в конце XIX века: Глазурная, Стеклянная, Хрустальная, Фаянсовая улицы…

В этот «фабричный» ряд вписывалось и название Смоляной улицы, данное по смоляным амбарам.

По соседству, на казенных землях бывшей Глухоозёрской фермы, в начале XX века был распланирован «идеальный проект» новой застройки — так называемый Царский городок.

Но этот проект, планировка которого состояла из номерных «лучей» и «кругов», так и остался на бумаге. О нем напоминает единственное название улицы «2-й Луч». Примерно до него и шла изначально Смоляная улица (позднее ее укоротили до Хрустальной).

Смоляная улица благополучно пережила все топонимические бури 1920-х, 1930-х, 1950-х годов, проносившиеся над Ленинградом. Но в 1976 году, в преддверии очередного юбилея Октябрьской революции, в городскую комиссию по наименованиям поступило предложение, от которого невозможно отказаться: увековечить старую большевичку, одну из основательниц РСДРП, Л.М. Книпович (1856-1920). Революционная тематика в советское время широко использовалась в топонимии Невского района, который даже носил до 1948 года имя Володарского. Как раз к этому моменту Смоляная улица была продлена по территории формирующейся промзоны, включив в себя новую пробивку и небольшой участок бывшей Больничной улицы, упраздненной в 1964 году. В результате имя Книпович получила вся магистраль от самого проспекта Обуховской Обороны. В решении о переименовании указано, что в улицу Книпович вошла и улица 1-й Круг, но изучение точных топографических планов 1970-х (в советское время они были совершенно секретными) показало, что на трассу пробивки Смоляной — Книпович 1-й Круг все же не попадал. Видимо, такая запись в решении понадобилась для переадресации зданий.

Итак, принимая во внимание не столь давнее переименование Смоляной, ее форму прилагательного, которую так ценят петербургские топонимисты, гармоничное сочетание с топонимией Стеклянного городка, комиссия отдала предпочтение возвращению исторического названия.

Деятельность Книпович, впрочем, также имеет отношение к территории Невского района, она некоторое время преподавала (вместе с Н.К. Крупской) в Смоленской вечерне-воскресной рабочей школе, которая, впрочем, находилась не в Стеклянном городке, а на современной улице Ткачей. Вообще создается впечатление, что топонимическое увековечивание Книпович было обусловлено не столько ее заслугами перед революционным движением, сколько близкой дружбой с Лениным и Крупской. Тут нельзя не вспомнить и ленинского зятя М.Т. Елизарова, удостоенного в Невском районе не только именного проспекта (бывший Палевский проспект), но даже и станции метро.

Символично, что первое обращение в комиссию о возвращении Смоляной поступило именно от настоятеля прекрасного возрождаемого храма, чья история неотделима от истории Стеклянного городка. А началась она с часовни Тихвинской иконы Божией Матери, в которой в 1888 году и произошло чудесное обновление иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (с грошиками). По прошению жителей слободы Стеклянного завода рядом с часовней был возведен каменный храм во имя Скорбящей (по проекту фон Гогена и Иванова), освященный в 1898 году. Его особенностью были стеклянные кресты. В 1911 году в ограде храма была похоронена чтимая петербургская блаженная — Матронушка-босоножка. Настоятель храма отец Петр Скипетров в 1918 году стал одним из первых священнослужителей, погибших от красного террора. Храм был закрыт в 1932 году и полностью уничтожен в 1933, чудотворная икона была передана в храм «Кулич и Пасха». Казалось, Скорбященская церковь останется только в строках Анны Ахматовой:

Паровик идет до Скорбящей,

И гудочек его щемящий

Откликается над Невой…

Но вот в 2017 году начинается возрождение храма, и сразу рождается инициатива возвращения выходящей к храму Смоляной улицы.

Под петицией, поданной настоятелем, стояли подписи более ста прихожан, многие из них живут в единственном жилом доме по улице Книпович (№1) и прекрасно помнят Смоляную.

Но, как водится, только ее возвращение стало близкой реальностью – активизировались яростные противники любой топонимической реставрации. Однако их шаблонные обвинения в «стирании памяти о советском периоде» в этом случае звучат совсем уж нелепо, ведь Смоляная пропала с карты только в 1976 году. Именно с историческим именем Смоляная застала не только все «великие свершения» социалистической эпохи, но и войну и блокаду.

А о том, что смена (возвращение) наименования улицы не приведет к необходимости замены документов и другим «неприятностям», Топонимическая комиссия в очередной раз сообщает на своей странице на сайте Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Здесь вы можете видеть официальные ответы всех государственных ведомств, имеющих отношение к адресации.

Это налоговая служба, управление по вопросам миграции, Росреестр… все они в один голос подтверждают: любые документы, в том числе и штамп в паспорте о регистрации по месту жительства, сохраняют юридическую силу в том виде, в каком они были сделаны при прежнем наименовании улицы.

Изменение юридического адреса от организаций, зарегистрированных на улице Книпович, также не требуется, ведь фактический адрес не меняется, а «обновление» информации в юридических документах можно производить постепенно. Разъяснительные документы на это счет также можно найти (скачать, распечатать) на странице Топонимической комиссии на сайте Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Итак, Смоляная возвращена, что же дальше? Напомним, что уже есть такие же впечатляющие результаты аналогичного опроса по возвращению Головинского переулка (пока Красногвардейский) в Приморском районе. Но на заседание Топонимической комиссии этот вопрос попадет не ранее осени.

Мы же констатируем, что топонимическая тема не утрачивает своей актуальности, что множество жителей нашего города желали бы видеть исторические топонимы в Петербурге, но что также в нашем городе есть еще много досадных топонимических ошибок, нуждающихся в исправлении.

Возрождение топонимии естественно сопутствует возрождению архитектурного облика Петербурга. И жаль, что возрожденный на Песках великолепный храм Рождества Христова, на который теперь вновь открывается фантастический вид с Суворовского проспекта, пока еще имеет адрес по 6-й Советской улице.

Петербург в 1913 году

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.

Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.

В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.

Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем — мне некогда ждать.