Город чарджоу туркменистан

Чарджоу

Туркменаба́д (туркм. Türkmenabat ) — город в Туркмении, административный центр Лебапского велаята.

Население — 253 тыс. жителей (2009).

Содержание

География

Туркменабад расположен на левом берегу Амударьи, в 470 км к северо-востоку от Ашхабада (по дороге 585 км).

Узловая железнодорожная станция.

Название

Современное русское название города — Туркменабад [1] . В Туркмении в русскоязычных текстах может употребляться форма Туркменабат [2] .Современное туркменское название — Türkmenabat, произносится Тюркменабат.

Древнее название города — Амуль. С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 годы город был известен как Чарджуй (от персидского چهارجوی — «четыре источника»). В 1924-1927 годах город носил название Ленинск (Ленинск-Туркменский) в честь В.И. Ленина (Ульянова), затем Чарджоу. В 1992-1999 годах город назывался Чарджев (туркм. Çärjew, Чәрҗев ).

Население

Туркменабад является вторым по численности населения после Ашхабада городом Туркмении. В городе проживают туркмены, узбеки, русские, татары, украинцы, казахи, азербайджане, армяне и др.

Год 1939 1977 1989 1999 2005
Население,
тыс. жителей
51 [3] 113 [3] 160 [4] 203 [5] 234

История

В древности

Город Амуль возник в I—IV веках нашей эры. Последние данные об этом названии встречаются в описаниях военных походов Тамерлана, где упоминается переправа Амуля. В конце XV века — начале XVI века город становится известен как Чарджуй.

В составе Российской империи и СССР

Cтатья Чарджуй в ЭСБЕ (начало XX века) [6]

Чарджуй — городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 в. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Аму-Дарьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мужчин, 1417 женщин), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживленный базар. Чарджуй — важный торговый центр; товары, идущие в Бухару, Хиву и частью в Афганистан, перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на железную дорогу. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между Патта-Гиссаром (Термез) на юге и Петро-Александровском (Хива) на севере Церкви православная и армяно-грегорианская, 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, мужское и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей железной дороги. Пять хлопкоочистительных заводов, транспортные агентства. Городские доходы — 18330 р. У Чарждуя Средне-Азиатская железная дорога пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жителей 15 тысяч. Старый Чарджуй (Аму-Дарья) отличается оживленным торговым обменом. В 1900 году на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануфактура, лесные строительный материал, железо, мука, чай, рис, керосин и т.п.); отправлено со станции Чарджуй в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок — 516641 пд., шерсть и пр.).

В составе СССР

В 1918-24 годах в составе Туркестанской АССР, с 1924 года — в Туркменская CCP. В 1939-63 годах и с 1970 года административный центр Чарджоуской области.

Были построены шёлковый комбинат, шерстяная, прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительный заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов.

В городе работал Туркменский областной драматический театр, 4 кинотеатра, 6 клубов, парк культуры и отдыха, 3 стадиона. [3]

В составе назависимой Туркмении

В 2006 году в городе насчитывалось более 500 портретов и статуй Сапармурата Ниязова [7] .

Климат

Климат — резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима — теплая, лето — знойное. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Самый холодный месяц — январь. Осадков — от 70 до 120 мм в год, в горах — до 350 мм.

Достопримечательности

Городище Амуль-Чарджуй на окраине современного Туркменабада.

В 70 км к юго-востоку от Туркменабада, в Каракумах, расположен Репетекский заповедник.

Примечания

  1. «Атлас мира» — М.: ПКО «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской федерации: Издательство Оникс, 2007 ISBN 5-85120-243-2 (картография)
  2. http://www.science.gov.tm/news/20090207new_window/
  3. 123 по БСЭ
  4. перипись населения 1989 года
  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/112803/%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%B9
  6. http://lenta.ru/news/2007/05/28/takedown/

Ссылки

  • Фотографии Чарджоу. Школы Чарджоу
  • Сайт города Чарджоу
  • Городище Амуль
  • Амуль-Чарджуй на трассе Великого шёлкового пути
  • БСЭ: Чарджоу

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чардынин, Петр
  • Чардынин, Петр Иванович

Смотреть что такое «Чарджоу» в других словарях:

Чарджоу — Чарджев, город, ц. Чарджоуской обл., Туркменистан. Первые упоминания о городе относятся к XVI в., когда он назывался Чахар Джуй четыре арыка ; к концу XIX в. в употреблении закрепляется форма Чарджуй. В 1924 г. город переименовывается в Ленинск,… … Географическая энциклопедия

ЧАРДЖОУ — (до 1924 и в 1927 40 Чарджуй в 1924 27 Ленинск), город в Туркменистане, Чарджоуская обл., пристань на р. Амударья. Железнодорожный узел. 166 тыс. жителей (1991). Легкая (хлопкоочистительная, текстильная, швейная, обувная и др.), пищевкусовая,… … Большой Энциклопедический словарь

Чарджоу — город, центр Чарджоуской области Туркменской ССР, пристань на левом берегу Амударьи (при пересечении её ж. д. линией Красноводск Ташкент). От Ч. начинается ж. д. линия на Кунград Макат. 113 тыс. жит. в 1977 (51 тыс. в 1939). Возник в 80 е … Большая советская энциклопедия

Чарджоу — (до 1924 и в 1927 40 Чарджуй, в 1924 27 Ленинск), город в Туркмении, центр Чарджоуской области, пристань на р. Амударья. Железнодорожный узел. 166 тыс. жителей (1991). Лёгкая (хлопкоочистительная, текстильная, швейная, обувная и др.),… … Энциклопедический словарь

Чарджоу — Чарджев, город, ц. Чарджоуской обл., Туркменистан. Первые упоминания о городе относятся к XVI в., когда он назывался Чахар Джуй четыре арыка ; к концу XIX в. в употреблении закрепляется форма Чарджуй. В 1924 г. город переименовывается в Ленинск,… … Топонимический словарь

Чарджоу — іменник середнього роду місто в Туркменистані … Орфографічний словник української мови

Чарджоу — (Chärjew, Charjui, Chardzhou)CharjuiChardzhou, город в Туркменистане, на р.Амударья, ок. границы с Узбекистаном; 164000 жителей (1990). Гл. центр торговли хлопком … Страны мира. Словарь

Ленинск-Туркестанский — Чарджоу … Топонимический словарь

Чахар-Джуй — Чарджоу … Топонимический словарь

Туркменабад — Чарджоу (до 1924 г. и в 1927 1940 гг. Чарджуй, в 1924 1927 гг. Ленинск, официально с 1990 х гг. Туркменабад), город в Туркменистане, административный… … Города мира

Чарджоу Туркменистан — современный Туркменабад

Зарождение города

Современный Туркменабад начинает свою историю с начала развития древнего города Амуль, который появился еще в 3 веке до н.э. Появление этого города на древних картах Азии непосредственно связано с Великим Шелковым Путем. Именно на пересечении его дорог и родился этот город. Надо отметить, что с названием города связано и название реки Амударьи. Ведь оно толкуется как река Аму. До того река имела другое название – Окс.

Эпоха Кушанского правления

С начала нашей эры и до 4 века Амуль пребывал в составе Кушанского Царства. Подтверждением тому служат множество артефактов, найденных археологами на территории города, среди которых главным доказательством этого факта были медные монеты. Распад Царства привел к тому, что город стал независимым. Однако самостоятельное существование Амуля длилось короткий период.

Город во владении Арабского Халифата и Хорезмского государства

Арабский Халифат стал следующим государством, в состав которого вошел город. Этот период довольно благоприятно повлиял на Амуль. Из рукописей арабских летописцев стало известно, что город в то время был культурным центром, который выпустил в мир много ученых.

Поскольку Амуль, по-прежнему, находился на пересечении торговых путей, которые постоянно развивались, то развивался и сам город. Приблизительно в 10-11 веке история города повязалась с Хорезмским государством. Это было мощное восточное государство, которое и поглотило Амуль. Но именно этот период принес наибольший импульс в развитие и увеличение города.

Темные времена в жизни города

Как обычно бывало в истории, после золотого периода наступали и плохие времена. Именно такой период наступил для Хорезмского государства и, в частности, для города Амуль в 13 веке. Связаны эти неблагоприятные времена с монгольскими завоевателями, которые разорили город в 1221 году. Несмотря на это, жизнь там не прекратилась, торговля и ремесла продолжали постепенно развиваться.

Читайте также  Города сицилии по алфавиту

Жизнь города в составе Бухарского Эмирата

16 век принес городу новых покровителей. Сначала Амуль стал частью новообразованного узбекского государства, которое возглавлял Шейбанихан. Немного спустя, уже Бухарский Эмир прибрал в свои руки территорию города. Именно тогда название города Амуль меняют на другое название — Чахар-джуй, что в переводе означает «четыре русла». Город получает также видоизмененные имена — Чарджуй и Чарджоу.

Бухарский Эмират был феодальным государством. Эмир имел практически всю власть в государстве. В Чарджоу функционируют огромные рынки рабов и невольников. Рабы были на самом дне социальной иерархии. Большинство населения составляли ремесленники и купцы. Вся власть в городе была сосредоточена в руках наместника бухарского эмира – бека. Бек жил на территории большой глинобитной крепости, которая была защищена широким водяным рвом. Ворота крепости, которые выходили на четыре стороны света были под постоянной охраной сарбазов.

Внутри крепости были многочисленные строения, среди которых, главными были дворец бека с прудом и садом, дома всех его родственников и приближенных к нему людей, площадь, казармы и продовольственные склады. Естественно, было и место для преступников, которое представляло собой глубокий каменный колодец, на дне которого томились заключенные. На западе и востоке от крепости располагались жилища ремесленников и купцов. После крепости остались кое-какие останки, представляющие на сегодняшний день большую историческую ценность. На территории крепости археологи обнаружили множество интересных исторических артефактов.

Вхождение в состав Российской Империи

Вторая половина 19 века принесла новые изменения в жизнь Чарджоу Туркменистан. Город стал частью России. Это значительно повлияло на культурную и экономическую жизнь не только города, но и Средней Азии. В 1875 году российский царь издал указ, согласно которому в Чарджоу были переселены уральские казаки. Казаки были старообрядцами, поэтому отказывались от военной службы, что и повлекло гнев царя. Переселенцы заселялись недалеко от русских укреплений.

Новые поселения постоянно создавались на берегах реки, что послужило стимулом для развития судоходства. Пароход «Самарканд», который первый проделал путь от Турткуля до пристани Чарджуй, положил начало пароходному движению на Амударье. Позже появилась и железная дорога, по которой можно было добраться от Каспия до Чарджоу.

В 1896 году город снова получил новое название, — теперь он именовался Новый Чарджуй. От прежнего города он отличался населением, ведь теперь русскоязычные жители составляли его основную часть. Большим прорывом в развитии региона стало построение моста через реку. Мост, который стал самым длинным в Российской Империи, был достроен 17 октября 1898 года. Кроме того, этот мост был третьим в мире по протяженности.

Советская эпоха

Окончательная потеря власти эмиром, связана с приходом советской власти в 1920 году. 14 сентября этого года была образована Бухарская Народная Советская Республика, в которую вошел и Туркменистан Чарджоу. Уже в 1924 году Чарджуй становится частью Туркменской ССР. С этого времени город начинает индустриально развиваться. Производства хлопка и коконов в близлежащих районах повлияло на строительство гренажного и хлопкоочистительного заводов.

Современный Туркменабад представляет собой солнечный город с парками и городским пляжем, которые отлично подходят для отдыха населения.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Россия (новости) (5)
  • Стихи о Туркмении (3)
  • Наука, технологии (2)
  • Мир (новости) (2)
  • Чарджоуские герои (2)
  • Чарджоуские учителя (2)
  • Чарджоуские улицы (2)
  • Главные заповеди Оазиса (1)
  • Чарджоуские знаменитости (0)
  • «Чарджоуская правда» (0)
  • Туркмения (новости) (0)
  • Репетек (0)
  • Чаршанга (0)
  • Гаурдак (0)
  • Саят (0)
  • Сакар (0)
  • Карабек (0)
  • Керки (0)
  • Дейнау (0)
  • Фараб (0)
  • Напишем песню о Чарджоу (0)
  • Нефтезаводск (как это было) (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Сообщества

Статистика

Город Чарджоу – Вселенная моего детства

Чарджоу – город в Туркменистане. Прежние названия города: Амуль (до конца XV века), Чарджуй (с XVI века до 1924 и с 1927 по 1940), Ленинск (с 1924 по 1927), Чарджоу (1940-1992), Чарджев (1992-1999). В советское время Чарджоу был центром Чарджоуской области Туркменской ССР, а ныне это административный центр Лебапского велаята.

Город выстроен на левом берегу Амударьи. Железнодорожная станция Чарджоу расположена на железнодорожной линии Красноводск – Ташкент. От Чарджоу начинается железнодорожная линия на Кунград протяжённостью 627 километров. Линия эта идёт вдоль реки Амударья.

Относительно истории города существуют разные версии. Большая советская энциклопедия указывает на то, что город возник в 1880-е годы как русское укрепление на территории Бухарского ханства. Однако существует неподтверждённая версия о том, что город существует то ли с первого то ли с четвёртого века нашей эры.

Однако точно известно, что городом населённый пункт стал только в 1886 году. Тогда он назывался Новый Чарджуй, был торговым центром.

Чарджоу лежит на древнем Шелковом пути. Здесь в оазисе у Амударьи устраивали бивак караванщики. На окраине Чарджоу расположено городище Амуль. Там на раскопках долгие годы работала Средне-Амударьинская историко-археологическая экспедиция института истории Академии наук Туркменистана. В этом месте археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I – IV векам нашей эры. Остатки крепости представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов. В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие.

Во второй половине XIX века Средняя Азия была присоединена к России. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Старообрядцы поселились вблизи русских воинских укреплений. Один из районов города и ныне носит название «Уралка».

Началось строительство и железной дороги. Строительством дороги от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал Михаил Николаевич Анненков. Трудно работалось тогда в сложных условиях пустыни. Приходилось боротся с движущимися песками – их закрепляли устанавливая вдоль насыпи деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул.

29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу со стороны Каспия. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре следующего года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста. Город стал развиваться.

17 октября 1898 года началось возведение постоянного железнодорожного моста через Аму-Дарью. Работы были закончены 27 мая 1901 года. Мост получился рекордным, тогда он занимал первое место во всей российской империи и третье место в мире!

В годы Советской власти город развивался, строились новые производства. Появился шёлковый комбинат, ватная фабрика, трикотажная фабрика, завод по выделке каракулевых шкурок, хлопкоочистительный завод. Были построены мясокомбинат, винодельческий завод. Также бы простроен завод, перерабатывающий корни солодки. Все эти производства перерабатывали местное сырьё. В городе появились многочисленные учреждения образования и культуры: педагогический институт, текстильный, речной техникум (ведь рядом судоходная Амударья), медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей. Работали Туркменская опытная станция шелководства и опытно-мелиоративная станция. Ещё в 1956 году в городе кроме нескольких кинотеатров и парка культуры и отдыха работал туркменский областной драматический театр.

Из железнодорожных достопримечательностей в Чарджоу локомотивное депо, вагонное депо. У локомотивного депо установлен паровоз-памятник Эм 723-31. Однако позднее его заменили памятником первому президенту Турменистана. В приписном парке локомотивного депо тепловозы 2ТЭ10Л и ЧМЭ3.

Родом из Чарджоу космонавт Олег Дмитриевич Кононенко . Он совершил полёт с апреля по октябрь 2008 года.

Климат в Чарджоу – резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зимой здесь тепло, а летом царит настоящая жара. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Это означает, что в отдельные дни термометр в тени переползает за отметку +40. В 70 км юго-западнее Чарджоу был зафиксирован абсолютный максимум – 50 градусов в тени.

Читайте также  Осака город в японии

Примечание: информация о Чарджоу взята из открытых источников в интернете.

Рубрики: Чарджоуские улицы

Метки: туркмения чарджоу

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Город чарджоу туркменистан

  • Home
  • Kazakhstan
    • Tours to Kazakhstan
    • Excursions in Kazakhstan
    • Sky-resort in Kazakhstan
    • Hotels in Kazakhstan
    • Visas and registration
    • Our services
    • Helpful information
    • Cities of Kazakhstan
    • Nature of Kazakhstan
    • Monuments of Kazakhstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kazakhstan
    • Map of Kazakhstan
  • Kyrgyzstan
    • Tours to Kyrgyzstan
    • Excursions in Kyrgyzstan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Kyrgyzstan
    • Nature of Kyrgyzstan
    • Monuments of Kyrgyzstan
    • Reserves and parks
    • Culture of Kyrgyzstan.
    • Map of Kyrgyzstan
  • Uzbekistan
    • Tours to Uzbekistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Uzbekistan
    • Nature of Uzbekistan
    • Monuments of Uzbekistan
    • Reserves of Uzbekistan
    • Culture of Uzbekistan
    • Map of Uzbekistan
  • Turkmenistan
    • Tours to Turkmenistan
    • Excursions in Turkmenistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Turkmenistan
    • Nature of Turkmenistan
    • Monuments of Turkmenistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Turkmenistan
    • Map of Turkmenistan
  • Tajikistan
    • Tours to Tajikistan
    • Excursions in Tajikistan
    • Visa support
    • Helpful information
    • Cities of Tajikistan
    • Nature of Tajikistan
    • Monuments of Tajikistan
    • Reserves and parks
    • Culture of Tajikistan
    • Map of Tajikistan
  • English
  • Русский

You are here

История Чарджоу.

Исторические достопримечательности Лебапского велаята.

«В знанье — величие и краса,
Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен»

Фототуры по Туркменабаду в Туркменистане.

Издавна людей влекло к воде, а в песках ее близость означает возможность жить. Поэтому и селились люди вблизи рек. Тысячелетия стоит на левом берегу великой среднеазиатской реки Амударьи между двумя крупными пустынями Кызылкумы и Каракумы город Чарджоу.
Город Туркменабад (ранее Чарджоу), второй по численности населения город в Туркменистане, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром Лебапского велаята.
Вначале своего становления в I — IV веках он назывался городом Амуль , затем с конца XVI века до 1924 его называли Чарджуй, в период с 1927 по 1940 годы он также носил это имя Чарджуй, (Четыре канала), затем он был переименован в город Ленинск с 1924 по 1927 годы.
До 1992 года город называли Чарджоу, затем он получил название — Чарджев. В 1999 году город получил нынешнее имя — Туркменабад . С возникновением и развитием на окраинах царской России промышленности, транспорта здесь стал набирать силу приезжий русский пролетариат.
После свержения власти эмира 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй.
В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав созданной ТССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики.
Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. С развитием промышленности растет численность и квалификация рабочего класса.
Лучших производственников направляют учиться на предприятия Москвы, Иванова, других городов, в вузы и техникумы. Институт открывают в Чарджоу в 1921 году. Просуществовав несколько лет, он выполнил свою задачу: подготовил учительские кадры для ликвидации безграмотности среди местного населения.
С древних времен в летописях город упоминается, как Амуль, поселение у переправы через реку. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.
Известно, что с I по VIII века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.
Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.
В XI веке Амуль был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен — Чагры-бека. В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.
В XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки.
Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» — четыре русла.
В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика — воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.
В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности.
Позже оно было перенесено и на реку Окс, она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река. Амуль в то время входил в это государство, а после его гибели стал самостоятельным.
Позже город вошел в состав арабского Халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. В частности, автор по имени Якут указывает: «Из Амуля вышло много ученых…».
XIII век поистине несчастливый для народов Средней Азии. Они подверглись опустошительному нашествию войск Чингиз-хана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен.
Но выгодное географическое положение помогло городу возродиться, снова играть заметную роль в торговле между странами, развивать свои ремесла. В начале XVI века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбани-ханом, а затем во владение эмира Бухарского.
Тогда же город начинает упоминаться в источниках под названием Чахар-джуй, что означает «четыре русла». Отсюда берет начало и нынешнее его имя — Чарджоу (прим. в 1995 переименован на Чарджев т.е. на звучание на туркменском языке, а в конце 90-х — переименован на Туркменабат).
Бухарский эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Дайхане, или крестьяне, находились в тяжелой кабале.
В особенно бесправном положении были рабы. В эмирате Чахар-джуй считался одним из центров работорговли. В городе в основном жили купцы и ремесленники. Всеми правил бек — наместник эмира бухарского.
Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами.
Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных.
С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник и археологами там найдено много интереснейших предметов.
В городе и его окрестностях в основном жили узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине XVII века.
Туркмены занимались земледелием также привычно и умело, как и скотоводством. Присоединение Средней Азии к России во второй половине XIX века имело важное значение для политического, экономического и культурного развития Средней Азии.
Это событие стало поворотным и для Чарджоу. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям.
Уральцы поселились вблизи русских воинских укреплений. И сегодня старый район города носит название «Уралка»… Создание новых поселений на берегах Амударьи позволили использовать реку для судоходства.
Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход «Самарканд». Так было положено начало движению парового флота на Амударье. Началось строительство и железной дороги.
Строительством от Каспия до Чарджоу руководил талантливый организатор генерал М.Н.Анненков. Работы шли в необычайно сложных условиях пустыни, требовали новых подходов: надо было найти способ борьбы с движущимися песками.
Остановились на простом и наиболее реальном — пески закрепляли, устанавливая вдоль полотна деревянные щиты, высаживая тамариск и саксаул. Этими находками пользуются и в наше время.
29 ноября 1886 года первый поезд пришел в Чарджоу. Вскоре состоялось официальное открытие станции Амударья. В сентябре 1887 года началось возведение через Амударью временного железнодорожного моста.
Той же осенью был издан указ об учреждении Амударьинской военной флотилии. Создание флотилии должно было воспрепятствовать стремлению Англии во второй половине XIX века утвердиться в Средней Азии, в частности, подчинить своему контролю Чарджоу
Тогда же в городе на Амударье с согласия эмира бухарского был размещен русский гарнизон. В 1896 году он получил название Новый Чарджуй в отличие от существующего Старого Чарджуя, где жило коренное население.
Возрастающий объем перевозок, и развитие города поставили царское правительство перед необходимостью строительства постоянного железнодорожного моста. Работы по его возведению начались 17 октября 1898 года.
Объекту придавалось огромное значение. Механизмы доставляли из-за границы. Строительство поручили талантливому инженеру С.И. Ольшевскому. Общие расходы, на строительство Чарджуйского моста , включая укрепление берегов Амударьи, приблизились к пяти миллионам рублей.
27 мая 1901 года работы были закончены. По своей длине мост через Амударью занимал первое место во всей российской империи и треть место в мире! С Чарджоу связаны имена многих известных личностей.
Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в 1891 году, тогда еще начинающий артист, гастролировал по городам и весям в труппе украинской оперетты. По дороге из Ашхабада в Чарджоу Шаляпин повздорил с хозяином труппы.
И тот на очередной небольшой станции вытолкнул молодого артиста из вагона. «Сгоряча я решил идти вслед за поездом, — описывает этот случай Шаляпин в книге «Страницы моей жизни».
— Денег у меня не было ни гроша… Кое-как добравшись до впереди лежавшей станции, я «зайцем» сел в поезд, доехал до Чарджуя и, найдя там труппу, присоединился к ней…».
Позже труппа дала представление, в котором участвовал и Шаляпин, о чем напоминает мемориальная доска на здании клуба железнодорожников, бывшем здании общественного собрания.
В 1930 году в Чарджоу буквально высадился писательский десант. Из Керки по Амударье приплыли на каике, т.е. на большой лодке, Николай Тихонов, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Владимир Луговской и Петр Павленко.
В тридцатые годы в Чарджоу жил будущий легендарный комдив генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Он получил назначение командовать здесь полком. В годы ВОВ Чарджоу живет болью и заботами всей страны.
Чарджоу принял и разместил эвакуированные из России, Украины предприятия, помог им быстрее вступить в строй. Город на Амударье в развернутых тут госпиталях обогрел сотни раненых, многие их которых остались после выздоровления жить и работать здесь.
Послевоенные годы — это годы наращивания экономического потенциала города, расширения связей с другими регионами. Создаются новые предприятия, новые железнодорожные магистрали, Среднеазиатское пароходство начинает перевозки грузов в Афганистан.
После создания ДСК (проектно-промышленное строительное объединение) (прим. в настоящее время полностью заброшено и остановлено, строительство осуществляется частными и иностранными застройщиками) получает размах жилищное строительство, возводятся объекты соцкультбыта.
В 1950 году в Чарджоу открывают Туркменский государственный педагогический институт.

Читайте также  Город владимир интересные факты

Туркменабад

Краткое описание

Туркменабад – второй по численности населения город Туркменистана, располагается на левом берегу реки Амударьи, является центром Лебапского района и всей восточной части страны. За свою долгую историю город поменял много имен.

На заре своего становления в I-IV веках он назывался Амуль, затем с конца XV века до 1924 его имя звучало, как Чарджуй («четыре канала»), затем его переименовали в Ленинск, потом вернули прежнее имя. До 1992 года город называли Чарджоу, а затем название заменили на Чарджев.

И только в 1999 году город обрел свое нынешнее имя – Туркменабад.

По данным 2009 года население Туркменабада составляет 253 тыс. человек, национальный состав: туркмены, русские, узбеки, татары, украинцы, казахи, азербайджанцы, армяне и др.

Климат региона резко континентальный, со значительными годовыми и суточными колебаниями температур, зима не холодная, а лето жаркое и затяжное. Максимальные температуры июля до + 33С, минимальные января до – 15С. Наибольшее количество осадков выпадает в осенне-весенний период.

Город находится в зоне умеренной сейсмоактивности.

Конечно, вы уже поняли, что вся история Туркменабада, судя по обилию его названий, очень продолжительна и невероятно интересна. Время расцвета в его раннем периоде приходится на III век нашей эры, когда он становится одним из важных городов — привалов на Великом Шелковом Пути.

С этого времени все чаще в летописях город упоминается как Амуль, поселение у переправы через реку. Здесь сходились десятки торговых караванных путей. В ожидании продолжения путешествия купцы отдыхали в караван-сараях, на улицах гудела разношерстная толпа, процветала торговля.

А история Амуля, как глубокие воды Амударьи неспешно катится дальше. Кстати, именно по имени города назвали и реку — Амударья, а не наоборот.

Доподлинно известно, что с I по VIII века Амуль входил в состав Кушанского царства, и стал независимым только после его гибели. Однако вскоре началось завоевание Востока арабами, которые просто не могли пропустить такой «лакомый кусок» и город стал частью Арабского Халифата.

Несколько позднее Амуль попадает в зависимость от Хорезмского государства, что дало мощный толчок к его развитию. В этот период процветающий город считается одним из центров науки, культуры, ремесла и разрастается до невероятных размеров.

В XI веке Амуль не избежал участи всей территории Туркменистана, был завоеван сельджуками и перешел в подчинение царя туркмен — Чагры-бека.

В XIII веке город был полностью разрушен восками Чингиз-хана, разозленными невиданным отпором его жителей.

В XVI веке эту местность начинают называть Чарджуй, возможно здесь не обошлось без «легкой руки» Бабура, потомка знаменитого Тамерлана, который в 1511 году был в походе и остановился с войском на привал, прямо на руинах города возле реки. Недалеко от его лагеря протекали четыре небольших канала. В последствие, в своем знаменитом произведение «Бабурнаме» поэт и полководец называет это место «Чарджуй» — четыре русла.

В XVIII веке Чарджуй вошел в Хивинское ханство, город снова поднялся из руин и расцвел, кстати, именно XVIII век считается «золотым веком» туркменской поэзии. Это связано с творчеством замечательного туркменского поэта Махтумкули, а затем и его ученика – воина и поэта Сейди, бывшими среди его горожан.

Во втрой половине XIX века Чарджуй, как и весь регион Средней Азии переходит под протекторат царской России. В 1875 году сюда были состланы казаки-старообрядцы, которые обосновались вблизи русских воинских поселений.

Берега Амударьи начинают обрастать вновьсозданными поселениями, что впоследствии благоприятно отразилось на развитии судоходства. В 1877 году до пристани Чарджуй дошел пароход из Турткуля, что дало толчок развитию парового флота.

В конце XIX века город получил название «Новый Чарджуй», что было связано с изменением состава населения, теперь здесь проживали в основном русские, тогда как раньше, Чарджуй был населен только представителями коренной национальности. Примерно в это же время через Амударью был построен железнодорожный мост, ставший самым протяженным во всей Российской Империи и третьим по величине в мире.

После победы Октябрьской революции Чарджуй вошел в состав Бухарской Народной Советской Республики.

В 1924 году, стал полноправным членом Туркменской ССР.

1992 год принес городу новое имя – Чарджев и новый статус, субъекта независимого государства Туркменистан.

Сегодняшний Туркменабад – современный уютный, жизнерадостный и солнечныйгород, помнящий свою историю и с надеждой смотрящий в будущее.

Ссылка на источник: http://asia-travel.uz/turkmenistan/cities/turkmenabad

7 шикарных городов, в которых никто не хочет жить

Топ-5 сильных звёзд, которые пережили рак

Топ-7 интереснейших документальных фильмов

Топ-10 научных открытий Первой мировой войны

Топ-10 старинных городов под защитой ЮНЕСКО