Дамаск город какой страны

Дамаск — самый древний город

Меня часто интересовало, что было самым самым. В том числе я хотела узнать, какой город был самым старым. Сейчас я вспомнила мою мысль и узнала это! Хочу поделиться с вами историей и фактами о этом городе!

33°30′00″ с. ш. 36°18′00″ в. д.HGЯO

2500 год до н. э.

▲1 754 000 человек (2011)

UTC+2, летом UTC+3

Damascus Governorate (ар.)

Мечеть Омейядов перестроена из большой христианской базилики Иоанна Крестителя, которая в свою очередь была возведена на месте римского храма Юпитера Дамасского, основанием которому послужило святилище арамейского бога Хадада.

Внутри стен мечети недавно был обнаружен шагающий крылатый сфинкс, предназначенный для украшения храма.

Дата основания Дамаска теряется в веках до начала нашей эры. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII век) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до нашей эры.

Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV веку до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. В X—VIII веках до н. э. — центр Дамасского царства. Затем входил в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Израильского царства, державы Ахеменидов и империи Александра Македонского и последовавшего после его смерти эллинистического царства Селевкидов.

В 83 году до нашей эры Дамаск и вся Сирия стали частью Армянской империи Тиграна Великого, а в 64 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей присоединил его к Римской империи. Здесь размещалась штаб-квартира римских легионов, воевавших с персами. Уроженцем города в эту эпоху (64 год до нашей эры) был греческий историк и философ-перипатетик Николай Дамаскин (греч. Νικολαος Δαμασκινος).

В 395 году город вошёл в состав Византии.

Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.

В результате поражения, нанесённого арабами византийской армии в битве при Ярмуке (август 636 года), Дамаск вошёл в состав арабского халифата.

С 661 по 750 годы Дамаск был столицей халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев. Позднее город был под властью египетских династий, а в 1076 году стал частью государства турок-сельджуков.

Напоследок хочу рассказать несколько фактов о Дамаске!

Интересные факты о Дамаске

1. Дамаск — второй по величине сирийский город и столица государства. Располагается неподалеку от Восточно-ливанской горной гряды, на юго-западе страны. Дамаск признан одним из древнейших городов планеты, это место несомненно стоит того, чтобы его посетить. Не лишним будет также ознакомиться с интересными фактами об этом уникальном мегаполисе.

2. Известно, что Дамаск существовал и был населен людьми еще в далекие библейские времена, точной даты основания не знает никто. Его жители занимались гончарным ремеслом, растили пшеницу, именно здесь впервые на планете научились изготовлять великолепную сталь, слава о свойствах которой распространилась далеко за пределы страны.

3. Город расположен на реке Бараде и именно ей он обязан своим возникновением.

4. Древние мудрецы были уверены: «если Всевышний желает наградить, он преподносит человеку особый подарок — путешествие в великий Дамаск».

5. Ибн Асакир, средневековый арабский ученый, утверждал, что самой первой стеной, воздвигнутой на Земле после библейского потопа, была стена в Дамаске. Другие источники утверждают, что данный город основали Адам и Ева.

6. В 2001 году Дамаск посетил сам папа Павел II, который делал все для улучшения отношений между исламским и христианским мирами. Он является первым из пап, посетившим мечеть и даже помолившимся в ней. Произошло данное событие в мечети Омейядов, там же Папа Римский поцеловал священную книгу мусульман — Коран.

7. Самая древняя часть Дамаска, так называемый «старый город», внесен в перечень ЮНЕСКО, как один из объектов всемирного наследия. Здесь находится огромное количество памятников зодчества, возведенных в разные эпохи.

Прогулка по старому Дамаску

Дамаск является если не самым древним городом на земле, то уж во всяком случае старейшим местом с непрерывно длящейся традицией обитания. Его история уходит корнями так глубоко, что даже древние историки не могли точно указать время, когда этот город был основан. На территории Дамаска неоднократно проводились археологические раскопки, и где бы ни работали исследователи, везде они встречали следы обитания. Самый древний обнаруженный на сегодня культурный слой датируется эпохой неолита, то есть его возраст составляет более 7000 лет.

Наиболее примечательными памятниками древней истории Дамаска являются его укрепления, цитадель, мечеть Омейядов и старый город. В него вели целых десять ворот, построенных ещё во времена римского господства и носивших некогда имена небесных светил. Ворота разделили судьбу укреплений старого города: одни из них оказались разрушены, другие заложены и перестали использоваться по назначению. На сегодняшний день полностью или фрагментарно сохранилось восемь из этих ворот. Четыре (Баб аль-Фарадж, Баб аль-Фарадис, Баб аль-Салам, Баб Тума) обращены на север, двое (Баб Кисан и Баб аль-Сагир) — на юг, Баб аль-Шарки смотрят на восток, а Баб ал-Джабия — на запад.

В новом интерактивном проекте Warspot обозначает основные вехи истории удивительного города, рассказывает о древней цитадели и мечети Омейядов и показывает, как выглядят сегодня ворота, ведшие паломников, торговцев и завоевателей в Дамаск.

Чтобы прочитать об истории Дамаска, нажмите на соответствующую кнопку. Маркерами обозначены цитадель, мечеть Омейядов, городские стены и ворота в них

Впервые Дамаск упоминается в египетских документах под 1468 годом до н.э. В начале I тысячелетия до н.э. город был политическим центром Арамейского царства, границы которого охватывали всю Сирию. В 732 году до н.э. Дамаск разрушили ассирийцы, а затем им владели вавилоняне и персы. В 332 году до н.э. город открыл ворота армии Александра Македонского. После распада его империи Дамаск перешёл под власть правивших в Сирии Селевкидов. В 64 году до н.э. его новыми хозяевами стали римляне. Под их властью Дамаск богател и активно перестраивался, здесь были возведены цитадель, акведук и самый большой в Сирии храм Юпитера.

В 636 году Дамаск открыл ворота арабам-мусульманам. Первый наместник города Муавия ибн Сафьян в 658 году стал халифом и основал династию Омейядов. Под их властью Дамаск пережил свой Золотой век. В это время в городе были воздвигнуты самые величественные здания, включая дворец халифа и знаменитую мечеть. Представители новой династии Аббасидов перенесли столицу халифата в Багдад, и Дамаск утратил своё прежнее значение. Власть над ним перешла к правителям Египта, а затем к туркам-сельджукам. Трижды город пытались осаждать крестоносцы. В 1174 году знаменитый правитель и полководец Салах ад-Дин объединил под своей властью Сирию и Египет, а Дамаск сделал столицей государства. В правление его потомков из династии Айюбидов город пережил новый расцвет. Развивались торговля и ремёсла, а особой славой пользовались оружейники, открывшие секрет знаменитой дамасской стали.

Читайте также  Географическая широта города дели

В 1260 году большой урон городу нанесло монгольское нашествие. Через сорок лет монголы вернулись и вновь сожгли город, а в 1400 году Тамерлан буквально сровнял его с землёй. Когда в 1516 году Сирию захватил турецкий султан Селим I, город всё ещё лежал в руинах. Под властью Османов Дамаск возродился. Благодаря оживившейся торговле здесь насчитывалось 17 крупных рынков и 57 караван-сараев. Дамаск издревле являлся местом, куда стекались паломники разных религий. Их пути отчасти и определили географию улиц современного города.

Во время Первой мировой войны Дамаск являлся базой действовавших в Сирии турецких и немецких войск. В 1919 году здесь было провозглашено создание независимой Сирии, но в действительности страной правила французская колониальная администрация, безжалостно подавлявшая восстания местного населения. Полную независимость страна обрела лишь в 1946 году.

Цитадель Дамаска расположена в северо-западном углу городских укреплений на левом берегу реки Барады (макет показан таким образом, что наблюдатель смотрит на город с северо-востока). В древности здесь был небольшой холм, на котором первую цитадель возвели Селевкиды. Позже римляне перестроили её и расширили. Свой сегодняшний облик цитадель обрела в 1216 году, когда брат Салах ад-Дина, султан Малик Адиль, обновил пострадавшие от сильного землетрясения стены и по их периметру воздвиг 13 новых башен.

По завершении всех работ цитадель стала мощнейшим фортификационным сооружением своего времени. Она вновь перестраивалась после монгольских нашествий и особенно сильно — после того, как город разгромил Тамерлан. В правление Османов укрепления утратили оборонительный смысл и стали использоваться в качестве тюрьмы. В 1986 году заключённых распределили по другим тюрьмам, а цитадель передали в ведение реставраторов. Восстановительные работы продолжаются уже более двух десятков лет, и на протяжении всего этого времени цитадель закрыта для туристов.

Стены цитадели сегодня поднимаются на 15 м в высоту, а их толщина доходит до 6 м. По верхнему ярусу идёт открытая галерея с бойницами для лучников. На башнях оборудованы несколько ярусов боевых галерей, а верхняя площадка предназначена для метательных машин. Особенно мощные укрепления возведены с северной стороны, вдоль течения Барады, где находятся главные ворота цитадели. Доступ к проёму ворот с правой стороны фланкируется огромной башней. Её кладка состоит из массивных прямоугольных блоков, вес каждого из которых достигает нескольких тонн.

Города и Страны

Путешествуем по всему миру

  • Главная
  • Азия
  • Антарктида
  • Африка
  • Европа
  • Океания
  • Северная Америка
  • Южная Америка

Свежие записи

  • Черноморское побережье Украины
  • Черноморское побережье России
  • Нассау
  • Порт-о-Пренс
  • Кастри
  • Кингстаун
  • Бриджтаун
  • Бельмопан
  • Бастер
  • Сент-Джорджес
  • Сент-Джонс
  • Порт-оф-Спейн
  • Санто-Доминго
  • Розо
  • Яунде
  • Тринидад и Тобаго
  • Сент-Китс и Невис
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Антигуа и Барбуда
  • Сент-Люсия
  • Барбадос
  • Багамские Острова
  • Доминика
  • Гренада
  • Белиз

Мы в Вк!

Дамаск

Дамаск – это столица Сирии. Это не самый большой город в стране, он находится по количеству населения на втором месте после известного сирийского курорта Алеппо. Население Дамаска составляет 1 720 000 человек. Город расположен на Восточном горном плато. Через город протекает река Барада. В этом месте она делится на семь небольших речек. Сам город неоднократно упоминается в Библии, здесь есть несколько библейских мест.

История

Дамаск считается одним из самых старых городов в мире. Городу около шести тысяч лет.

Дата основания Дамаска неизвестна. По библейскому преданию, город был основан Адамом, который сюда пришёл с Евой после изгнания из райского сада. Некоторые историки считают, что город возник где-то в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры. Первые же письменные арабские источники с упоминанием о существования Дамаска датированы 2500 годом до нашей эры. В те годы город находился под властью египетских фараонов.

За период до нашей эры Дамаск входил в состав Ассирии, Вавилона, Израильского царства, Персии, империи Александра Македонского.

В 85 году до нашей эры город был захвачен набатейцами и вошёл в состав Набатейского царства (ныне – это территория современной Иордании).

В 64 году до нашей эры Дамаск был осаждён полчищами римского полководца Гнея Помпея. Город был сдан и вошёл в состав Священной Римской империи.

В 395 году город входит в состав Византийской империи.

Первые христиане в Дамаске появляются в первом столетии нашей эры.

Более 100 лет (661-762 гг.) Дамаск входил в состав Арабского халифата.

Затем город вновь оказался в составе Египта.

В 1076 году Дамаск захватывают турки-сельджуки.

В следующем столетии город три раза пытались захватить крестоносцы, но им это сделать не удалось.

В 1154 году город снова захватили турки-сельджуки.

Через сто лет египтяне возвращают себе город, однако в 1300 году его теряют – город был захвачен монголами. В Дамаске было убито почти всё население. Через сто лет трагедия повторяется – монгольский хан Тамерлан полностью разрушает город. Случилось это в 1400 году.

В 1516 году Дамаск входит в состав Османской империи.

В 1833 году Сирия провозглашает свою независимость, город становится столицей нового государства. Однако уже через семь лет началась вторжение британских войск, которые вернули Сирию Османской империи.

С 1920 года Дамаск оказывается под управлением Франции.

В 1943 году Сирия окончательно становится независимым государством, а Дамаск – её бессменной столицей.

В послевоенные годы город отстроился, превратился в один из красивых городов Ближнего Востока. Знакомимся с Дамаском.

Карта

Музеи

Первым делом прогуляемся по музеям Дамаска.

Национальный музей Дамаска – находится в центре города. Экспозиция состоит из пяти залов: «Первобытный период», «Древняя Сирия», «Византия», Исламский период», «Современное время», Здесь наиболее полно раскрывается интересная и богатая история сирийской столицы.

Железнодорожный музей – здесь на обозрение выставлены паровозы и пассажирские вагоны, которые достались Сирии от англичан. Здесь очень много посетителей. В музее подробно описана история создания сирийских железных дорог.

Военный музей – также находится в центральной части города. На обозрение посетителям выставлено древнее оружие, документы, военная форма сирийской армии.

Музей арабской калиграфии – интересный музей. Здесь описывается история создания арабской письменности, особенности арабского письма (пишут и читают книги справа налево и с конца в начало).

Музей истории медицины – рассказывает об достижениях сирийской медицины, начиная с античного времени и по современное время.

Музей народных искусств Сирии – расположен во дворце Аль-Азема. Каждая комната дворца превращена в отдельный экспозиционный зал. Здесь собрана красивая старинная мебель, фарфоровая посуда, оружие, национальные костюмы сирийцев.

Музей оружия – здесь хранятся арабские клинки, сабли, щиты, шлемы. Здесь также хранятся интересные документы и военные мемуары арабских военачальников.

Достопримечательности

Теперь пора погулять по самому городу.

Стены и ворота Дамаска – самая большая и разбросанная по всему центру города достопримечательность. За стенами находится Старый город, самая древняя часть Дамаска. Здесь сохранилось семь городских ворот,

Гора Касьюн – интересная природная достопримечательность города. Взобравшись на эту гору, можно увидеть весь Дамаск как на ладони. На этой горе находится место, где библейский Каин убил Авеля.

Читайте также  Минск видео города

Каменная пещера на горе Касьюн – именно возле этой пещеры и было совершенно убийство Авеля Каином. По библейскому преданию, увидев убийство, пещера вскрикнула от ужаса.

Мавзолей Салах Эддина – здесь покоится великий сирийский правитель Салах Эддин, неоднократно воевавший с крестоносцами и защищавший Дамаск. Это – святое место для каждого сирийца.

Мавзолей Нур-Эт-Дина – место погребения и упокоения соратника Салах Эддина, военачальника Нур-Эт-Дина.

Прямая улица – ещё одно библейское место в Дамаске. Улица связана с деятельностью апостола Павла, который преследовал христиан. За это Бог его ослепил. Ослепший Павел прибыл в Дамаск, и идя по этой улице , зашёл в один из домов, где его встретил апостол Анания. Павел покаялся Ананию за свои грехи и Анания излечил его от слепоты, а Павел, признав свою ошибку, в будущем стал одним из самых преданных Христу апостолов.

Сайеда Рукыйя – святое место у мусульман. Здесь стоит Белая мечеть, в которой покоится правнучка пророка Мухаммада — Рукыя.

Бимаристан – это место, где в древнем Дамаске содержались душевнобольные. Сама лечебница функционировала до 19 столетия.

Улица Виа-Пекта – одна из самых красивых и старинных улиц Дамаска. Здесь очень много туристов, есть магазины, рестораны. Здесь очень много исторических памятников.

Дворец Каср-аль-Азем – это бывшая резиденция турецкого визиря – паши. Этот дворец построен в типичном османском стиле и является украшением центра Дамаска.

Мавзолей Сукейны – ещё одна мусульманская святыня. Сукейна – это ещё одна правнучка пророка Мухаммада.

Квартал Баб Тума – это христианский квартал Дамаска. Христиане здесь живут со времён апостолов.

Дом Святого Анания – находится на Прямой улице. Именно в этой доме апостол Ананий избавил от слепоты апостола Павла.

Из других достопримечательностей туристам рекомендуется посетить:

могилу Нур ад-Дина аз-Зенки ;

мечеть Омейядов , в которой находится голова Иоанна Крестителя;

пещера Магарат-ад-Дамм , которая крикнула, увидев убийство Авеля Каином;

медресе Аль-Адилийя ;

библиотека Аз-Захирия ;

медресе Нур эд-Дин ;

кладбище Баб-Сагир .

Памятники

В Дамаске почти нет скульптурных памятников – этим он отличается от других городов. В городе находится лишь несколько памятников.

— памятник султану Египта Салах-ад-Дину;

— стилизованный памятник коту.

Культовые сооружения

Церквей и мечетей в Дамаске чуть больше:

а) Православные храмы:

— церковь Святого Анания;

— монастырь святой Марии;

— церковь Святого Иоанна;

— лавра Святого Павла.

б) Католические храмы:

— Кафедральный собор Дамаска;

— собор Девы Марии;

— Кафедральный собор в квартале Зейтун;

— святилище Святого Георгия;

в) Мусульманские мечети:

— мечеть Сайида Рукыйя;

— мечеть Сайида Зейнаб;

Вокзалы

В Дамаске есть железнодорожный вокзал. Железные дороги Сирии имеют связь с Турцией, Иорданией, Израилем, Египтом, Ливаном.

Из Дамаска на поезде можно уехать в:

а) внутри страны — в Алеппо, Хомс, Тартус, Латакию, Камышлы.

б) за пределы страны – в Амман, столицу Иордании.

Парки

В Дамаске есть красивые парки.

Парк Тишрин – самый крупный в Дамаске. Есть места для отдыха (скамейки), прогулочные аллеи, очень много цветочных клумб.

Archaeological Park – ещё одно интересное место. В этом парке постоянно ведутся археологические раскопки, здесь можно не только погулять, но и понаблюдать за их работой.

Рынки

Жители Дамаска, как и все сирийцы – прирождённые торговцы. Чтобы окунуться в атмосферу средневекового восточного базара, нужно посетить несколько рынков Дамаска.

Рынок Сук-Хамидие – настоящая историческая достопримечательность. Этому рынку 1000 лет! Сколько здесь было продано товаров – просто невозможно себе представить. И чего тут только нет – и персидские ковры, и гончарные изделия, и фарфор, блюда, медные кувшины

Самый популярный продуктовый рынок – рынок Такия Сулеймание . Здесь есть всегда и в изобилии свежие овощи и фрукты, восточные сладости.

Souq Saroujah – это блошиный рынок Дамаска. Этот рынок любят посещать любители антикварных ценностей со всего мира.

Климат

В заключении статьи – о климате Дамаска. Климат – субтропический полупустынный. Зимой довольно холодно, часто выпадает снег и стоят морозы. Лето – жаркое и засушливое, без осадков. В реке Барада купаться можно и жители Дамаска делают это с удовольствием и сезон купания здесь очень продолжительный – с марта по ноябрь, девять месяцев в году.

Дамаск — жемчужина пустыни

Дамаск называют «жемчужиной пустыни», и это клише очень подходит сирийской столице. Она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь расположено множество памятников, которые относятся к различным эпохам его богатой истории. Дамаск считается одним из древнейших в мире городов.

Столица Сирии

Столица раскинулась у подножия горы Касьюн на реке Барада. Впервые город упоминается в 2500 году до нашей эры. Кстати, по легенде, именно на Касьюне Каин убил Авеля и увидевшая это злодеяние пещера вскрикнула от ужаса. Каменную глотку, которой «вскрикнула» пещера, вам с удовольствием продемонстрируют местные гиды.

По счастью, в Дамаске сохранилось множество памятников истории, так что не удивительно, что ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия. Старый город обнесен пятикилометровой стеной, которую строили еще во времена Римской Империи.

В стене сохранились семь ворот, которые насчитывают не одну сотню лет:

  • Баб-эль-Сагир («Малые ворота») — за воротами находятся исторические захоронения. В частности, здесь похоронены две жены пророка Мухаммада,
  • Баб-эль-Фарадис («Райские ворота»),
  • Баб-эль-Салам («Ворота мира»),
  • Баб Тума («Ворота Фомы») — название восходит к имени апостола Фомы — ведут в христианский квартал Старого города,
  • Баб Шарки («Восточные ворота»),
  • Баб Кисан — построенные в эпоху римлян, были посвящены богу Сатурну. Через них по преданию из Дамаска бежал апостол Павел,
  • Баб-эль-Джабия.

Старый город с запада на восток пересекает так называемая Прямая улица длиной 1500 метров. «Улица, называемая Прямой, несколько прямее штопора, но не сравнится в прямизне с радугой», — писал Марк Твен. Она знаменита тем, что по преданию, на ней расположены дом Иуды, где побывал после обращения в христианскую веру апостол Павел, фонтан, водой которого святой Ананий крестил Павла, и небольшая мечеть, в которой якобы похоронен святой Ананий.

В Старом городе находится главная достопримечательность Дамаска — мечеть Омейядов, которая была воздвигнута в VIII в. на месте византийской церкви Иоанна Крестителя. До нее место занимал храм Юпитера. В первые века ислама в церкви вместе молились христиане и мусульмане. В мечети находится гробница Иоанна Крестителя (шедевр восточного искусства), в которой, по преданию, хранится его голова.

После осмотра достопримечательностей обязательно загляните на шумные рынки Дамаска, которые по-арабски называются «сук». Их здесь несметное количество. Например, неподалеку от мечети Омейядов раскинулся Сук-Хамидие, которому более тысячи лет. В крытых галереях разместилось около трех тысяч магазинов, лавочек, киосков.

Рынок славится замечательным искусством сирийских ремесленников:

  • чеканщиков,
  • гончаров,
  • медников.
Читайте также  Где находится город сыктывкар

Здесь продаются инкрустированные столики и знаменитые дамасские:

  • сабли,
  • ковры,
  • медные кувшины,
  • блюда,
  • кофеварки.

Стоит также посетить крупнейший рынок пряностей Бзурия, один из самых больших рынков Востока — Аль-Хамидия и множество ремесленных базаров.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Дамаск

, столица современной Сирии. Первое упоминание — в списке городов Сирии, захваченных фараоном Тутмосом III (15 в. до н. э.); в Библии впервые приводится в повествовании об Аврааме (Быт. 14:15; 15:2).

В 12 в. до н. э. Дамаск становится одним из центров пришедших в Сирию арамеев. В начале 10 в. до н. э. был захвачен Давидом, назначившим в Дамаск своего наместника, но уже в эпоху Соломона (середина 10 в. до н. э.) становится столицей независимого царства Арам-Даммесек, которое постоянно угрожало Израильскому царству. После разгрома Арам-Даммесека ассирийцами в 732 г. до н. э. Дамаск входит в состав Ассирии (см. Месопотамия). В последующие века Дамаск последовательно включался в сменявшие друг друга царства, владевшие Сирией: Нововавилонское, Персидское и Селевкидское. В период Хасмонеев иудейские цари пытались овладеть Дамаском: Ионатан Хасмоней предпринял несколько победоносных походов на Дамаск (I Макк. 11:62); Саломея-Александра пыталась распространить на Дамаск свою власть, но безуспешно (Флавий, Древн. 13:418). В этот период в Дамаске начинает складываться еврейская община; приток евреев в Дамаск объясняется, по-видимому, выгодным для торговли местоположением города.

В 64 г. до н. э. Дамаск был захвачен Помпеем. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 4 в. н. э. Дамаск входит в состав последней (см. Византия). В 613 г. Дамаском овладевают персы, а в 635 г. он переходит в руки арабов и вскоре становится столицей халифата Омейядов. Бурный расцвет Дамаска в этот период благоприятно отразился на еврейской общине города. После образования халифата Аббасидов (750) столица была перенесена в Багдад (762); евреи Дамаска в это время подвергаются экономическим притеснениям. Завоевание Дамаска Фатимидами (969), известными своей толерантностью к немусульманам, приносит еврейской общине новый период процветания; в конце 10 в. еврей Манассе ибн Ибрахим ал-Каззаз даже занимал пост главы финансового ведомства. В первой половине 12 в. еврейская община Дамаска пополняется беженцами из завоеванной крестоносцами (см. Крестовые походы) Эрец-Исраэль, и в Дамаске размещается иерусалимская иешива (см. Гаон; Иешива). В это время в Дамаске проживало около трех тысяч еврейских семей. В 1174 г. Дамаск захватывает Саладин, правление наследников которого — Айюбидов (12–13 вв.) — отмечено процветанием Дамаска и его еврейской общины. Владычество над Дамаском мамлюкских султанов Египта (1250–1571) ознаменовалось притеснениями немусульманского населения, в том числе евреев, которые становятся жертвами наветов, грабежей, погромов, насильственного обращения в мусульманство. Несмотря на это, общинная жизнь евреев Дамаска не угасала; некоторое время в Дамаске даже находилась резиденция эксилархов.

Краткое владычество Тимура, захватившего Дамаск в 1401 г., было периодом жестоких притеснений всего населения города, но особенно пострадала еврейская община, которая сумела оправиться лишь через многие годы. Во второй половине 15 в. для евреев Дамаска вновь наступает пора экономического подъема: город становится центром ремесленного производства и караванной торговли, в которых евреи принимают активное участие. В конце 15 в. в Дамаске проживало около 500 еврейских семей, не считая караимов и самаритян. В начале 16 в. в Дамаск прибывают изгнанные из Испании евреи, которые образовали отдельную общину, впоследствии слившуюся с общиной Дамаска, и оказали значительное влияние на духовную жизнь евреев города.

В 1516 г. Дамаск был покорен турками, владычество которых характеризуется высокой степенью терпимости к немусульманскому населению. Евреи Дамаска ведут оживленную торговлю со всеми частями Османской империи.

После разрушения друзами Цфата (1604), в то время важнейшего еврейского центра Эрец-Исраэль, многие евреи бежали оттуда в Дамаск, куда еще в конце 16 в. переселились выдающиеся каббалисты (см. Каббала) Моше Алшех и Хаим бен Иосеф Витал. В 1605 г. сыновья цфатского печатника Авра хама Ашкенази основали в Дамаске еврейскую типографию (см. Книгопечатание).

В 18 в. в еврейской общине Дамаска наблюдается упадок: на протяжении всего 18 в., в отличие от предшествующего периода, здесь не появилось ни одного выдающегося раввина или ученого. В конце 18 в. в Дамаске приобретает сильное влияние группа еврейских банкиров, среди которых наиболее известны члены семьи Фархи. Еврейские финансисты занимают ключевые позиции в местной администрации, оказывают материальную помощь общине и ее учреждениям. В недолгий период владычества Египта над Сирией (1832–40) еврейские финансисты были отстранены от дел, однако после восстановления турецкой власти возобновили свою деятельность. В 1840 г. возникло так называемое Дамасское дело — процесс по обвинению местных евреев в ритуальном убийстве. В 1860 г. была предпринята попытка свалить на евреев Дамаска вину за учиненную мусульманами и друзами резню христиан, что привело к аресту многих членов еврейской общины.

С открытием в 1869 г. Суэцкого канала уменьшается международное значение торговых дорог, проходивших через Дамаск, что приводит к экономическому застою города, имевшему серьезные последствия для еврейской общины. В начале 80-х гг. 19 в. Альянс открыл в Дамаске школы для еврейских мальчиков и девочек; попытка общины создать школу с преподаванием на иврите не увенчалась успехом. В начале 20 в. началась эмиграция евреев из Дамаска в Бейрут и в страны Америки, численность еврейской общины перестала расти, а затем стала быстро сокращаться: в 1907 г. в Дамаске было двенадцать тысяч евреев, в 1926 г. — столько же, в 1943 г. их было лишь шесть тысяч, в 1948 г. — около пяти тысяч, а к 1968 г. в Дамаске проживало около одной–полутора тысяч евреев. Большинство евреев переселилось из Дамаска в Бейрут сразу же после начала Войны за Независимость, другие переехали в Израиль, европейские страны и страны Америки. Пустующие дома в еврейском квартале были заняты арабскими беженцами из Израиля. Между ними и оставшимися евреями сложились напряженные отношения. Евреи преследовались сирийскими властями и часто подвергались арестам (в частности, во время суда над израильским разведчиком Эли Ко хеном и в период Шестидневной войны). После массовой эмиграции евреев из Дамаска некоторые еврейские девушки перешли в мусульманство с целью вступления в брак. Единственная еврейская школа в 1970/71 учебном году насчитывала 480 учеников. К началу 1975 г. в Дамаске оставалось около трех тысяч евреев, оказавшихся, как и еврейское население других городов Сирии, в положении заложников. Выезд за границу им запрещен, и лишь немногим удается нелегально покинуть страну.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ