Челябинск история города

История Челябинска

История становления Челябинска уходит далеко корнями в XVIII век. Он был построен 13 сентября 1736г. на берегу реки Миасс, а в 1743 г. Челябинск стал центром крупнейшей Исетской провинции. В крепости располагалась Исетская провинциальная канцелярия, через которую происходило управление исетскими казаками, духовное правление. В 1781г. Челябинску был присвоен статус уездного города. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. К середине XIX века Челябинск занимал устойчивое место в ярмарочной торговле Урала. Известным Челябинск стал в 1892г., когда было окончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги и было открыто движение.

Многим челябинцам, находящимся на службе в Красной Армии, пришлось принимать участие в боевых действиях с самого начала войны. Изначально в бой вступили с фашистскими захватчиками бойцы 85-й Челябинской стрелковой дивизии, которая находилась на белорусской земле под Гродно.Когда под Москвой шли тяжёлые бои, по инициативе молодёжи Челябинского абразивного завода в области развернулся сбор средств на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. Важную роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население возросло от 270 до 650 тыс. человек. На базе предприятий, которые были эвакуированы и сливались с местными производствами, были созданы гиганты индустрии, такие как ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. После присоединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным и весь завод переключился на выпуск танков. В годы войны на заводе было произведено восемнадцать тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы дали фронту танки Т-34, которые стали впоследствии известными всему миру. На заводе Колющенко было осуществлено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». В послевоенное время Челябинск приобрёл стал значельным центром для страны.

Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории.

В 50-80-егг. город стал интенсивно развиваться, быстро строился и расширял свои границы, благоустраивался, одевался в зеленый наряд.В нач. 50-х гг. в городе преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Они перемешались с островками новых застроек, которые возникли на основе первого генерального плана развития Челябинска и был разработан в 1936г. Главным принципом нахождения новых кварталов тогда было приближенно к предприятиям (поселки ЧГРЭС, ЧЭМК, ЧТЗ и др.). В 1947г. утвердили новый план развития Челябинска, который предусматривал застройку районов, прилегающих к промышленным предприятиям, и центра города. Современном центре города создан комплекс взаимосвязанных магистралей и площадей. Главной считается площадь Революции. Ансамбль стал формироваться в 30-хгг. И к ним относятся две гостиницы, здание обкома партии, жилой дом с гастрономом. С появлением многоэтажного монументального ансамбля из трех сооружений: семиэтажного жилого дома, административных зданий ЮУЖД и Челябэнерго, расположенного напротив здания, где сейчас размещается городская администрация и был установлен в 1959г. Скульптура в честь В.И. Ленину в центре площади и это завершило первый этап оформления площади Революции. В 70-е гг. с южной стороны площади расположились два симметрично расположенных стеклянных корпуса административного назначения. В 1982г. Было построено новое здание драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В 90-х гг. продолжалась застройка площади, на западной стороне появилось здание банка. В нач. 50-х гг. здесь также располагались одноэтажные жилища первых пятилеток. Но к 1947г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Окончательно сформировался промышленный потенциал, который определил структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась модернизация и автоматизировалось производство. С 1954г. машины с маркой завода (Колющенко) вышли на мировой рынок, авто поставлялись в 40 стран мира. В 1956г. на трубопрокатном заводе была введена в строй первая очередь самого крупного в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие стали работать 18 новых цехов, а в 1958г. Введена в работу доменная печь № 5 и завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ стал флагманом черной металлургии СССР. Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз. В 1951г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинского политехнического института, стали выпускниками, особенно ценились инженеры, как высококвалифицированные специалисты. К 1960г. в городе уже было около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале был построен в 1976г. В 80 гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Успехи в промышленности не могли стать столь заметными, если бы Челябинск не имел своих научных кадров, если бы не сложился тесный творческий союз науки и производства. В 1980 году город стал выдающимся научным центром страны. НИИ охватили различные отрасли промышленности и строительства. Промышленный комплекс играл ведущую роль в экономике города и 40% выпускаемой продукции был металл. Основным производителем было открытое акционерное общество «Мечел» (бывший Челябинский металлургический завод) одно из самых крупных организации в России по производству сталей и сплавов.

В 1970 год в городе стало развиваться здравоохранение и образование. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские центры. За короткие промежутки времени была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. В 1976г. в городе был рождён миллионный житель. К 1980г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, 40% машин. Это время отмечено бурным развитием культурной жизни Челябинска. Открылся драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобрёл Челябинский Кукольный Театр. В 1986г. Челябинске был отмечен 250-летие со дня своего основания.

В 1990 года был сложный период для всей страны, потому что повсеместно происходило банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование соц. программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. Много комбинатов и заводов вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск перешёл за первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия в Челябинске был открыт зоопарк, а в 2004г. построили пешеходную улица Кировку, которая стала любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

В Челябинске в 2000-м году стартовал период полномасштабной реконструкции и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были размещен новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008г. В городе было сдано рекордное количество жилья за всю свою историю — 880 тысяч квадратных метров. Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди него, сотни представителей разных национальностей.

Челябинск: история города. День города Челябинска. Герб Челябинска

Челябинск — это город, занимающий 7-е место в РФ по численности населения. Из-за географического положения его часто называют воротами в Сибирь, что точно отражает его роль, как важного транспортного узла и связующего звена между российскими регионами. История создания Челябинска и его превращения в один из важнейших промышленных центров нашей страны интересна для каждого, кого интересует прошлое нашей Родины. Поэтому в статье мы расскажем о нем подробно.

История названия Челябинска

На данный момент самой правдоподобной считается версия, согласно которой топоним произошел от тюркского слова «челеби», которое переводится, как «царевич» или «образованный». Есть также мнение, основанное на рассказах потомков первопоселенцев, что крепости Челяба, назвали так из-за урочища, т. е. «силәбе» («впадина») на башкирском. Последняя версия косвенно подтверждается заметками известного средневекового немецкого путешественника Иоганна Гмелина, который побывал в Челябинской крепости в 1742 году.

Основание

Необходимость в крепости, расположенной на границе Урала и Сибири возникла еще в начале XIX века.

Читайте также  Чем знаменит город омск

Официально принято считать, что год основания Челябинска — 1736-й. Именно тогда на месте крупной башкирской деревни Челябы полковник А. И. Тевкелев (Кутлу-Мухаммед) заложил русскую крепость. Она начала строиться с согласия владельца земли тархана Таймаса Шаимова. Это стало причиной того, что со временем башкиры были освобождены от податного обложения. Позже, руководство строительством Челябинской крепости было возложено на майора Я. Павлуцкого, который, по некоторым данным, несколькими годами ранее, по поручению командования, занимался поиском места для основания города.

В первой половине XVIII века

Как уже было сказано, в 1742 году Челябинск (история города содержит множество удивительных фактов) посетил И. Г. Гмелин. Он составил первое описание крепости. Согласно этому документу она находилась на южном берегу реки Миясс, и в фортификационном плане была похожа на Миясскую, однако, имела большие размеры. В то же время у нее были только деревянные стены из лежащих бревен, каждая из которых была длиной примерно в 60 саженей (160-170 м).

Весной 1748 года в Челябинске начали строительство первого каменного храма, ставшего главным собором Исетской провинции. Вскоре город стал активно расширяться, и там появились различные общественные учреждения.

Во второй половине XVIII века

Одно из самых значимых событий в его истории произошло в 1774-м году, когда воевода А. Веревкин смог выдержать осаду пугачевцев. Однако через несколько месяцев восставшие смогли войти в Челябинск и расправились с представителями властей. В освобождении города помог генерал И. А. Деколонг, прибывший с подкреплением.

Если вас интересует, какой год основания Челябинска, как города, то это 1781-й — через 45 лет после основания крепости. Именно столько времени понадобилось, чтобы башкирская деревня с фортом превратилась в крупный населенный пункт. Этот факт ознаменовался присвоением ему статуса уездного города. Кроме того, указом императрицы Екатерины Второй был утвержден герб Челябинска, на котором в нижней части губернского щита был изображен навьюченный верблюд.

В 1788 году в Челябинске произошло событие мирового масштаба: группа врачей, возглавляемая С. Андриевским, изучила симптомы сибирской язвы, дала название этому заболеванию и изобрела сыворотку способную защитить человека от смертоносной болезни.

В XIX веке

Новое столетие ознаменовалось развитием торговли и ремесел. Благодаря своему географическому положению и расположению на традиционных караванных путях (герб Челябинска является отражением этого обстоятельства) к середине XIX столетия город прочно занял одно из ведущих мест в ярмарочной торговле Урала. Однако его бурный рост произошел после 1892 года. Он был связан с завершением строительства железной дороги, соединившей Челябинск с европейскими губерниями Российской Империи. Известно, что в дело вмешался сам Александр Третий, отменивший ранее предложенный проект, предполагающий проведение железной дороги через Казань — Екатеринбург – Тюмень в обход города. С 1892 года Транссибирская магистраль была продолжена, далее, на восток. Запуск в эксплуатацию железной дороги на Екатеринбург в 1896 году еще более способствовал занятию Челябинском ведущих позиций в сфере межрегиональной торговли. Достаточно сказать, что за несколько лет местная биржа стала первой в России по объемам сделок купли/продажи хлеба и второй — по торговле импортным чаем.

Челябинск к началу XX века

В 1897 году население Челябинска составляло примерно 20 000 человек. При этом наблюдался его резкий рост, который был связан с появлением все новых поселков вокруг железнодорожной станции (подробную информацию об этом можно узнать, посетив музей истории города Челябинска).

Параллельно с этим в городе модернизировались и открывались учебные заведения разного профиля, такие как духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа и пр. Были построены клуб железнодорожников и народный дом. Что касается сферы предпринимательства, то в Челябинске действовало около 1 500 торгово-промышленных заведений, общий годовой оборот которых составлял около 30 миллионов рублей. Постоянно открывались торговые конторы и десятки представительств иностранных компаний, занимающихся поставками в Российскую империю сверхсовременных по тем временам машин и оборудования.

За быструю динамику развития и ускоренный рост Челябинск (история города в XVIII-XIX веках представлена выше), даже стали называть Зауральским Чикаго. Уже к 1910-му году население города утроилось, а к 1917-му — возросло до 70 000 человек.

История Челябинска во время революционных событий и в первые годы Советской власти

После октября 1917 года город, как и вся Российская империя, оказалась в водовороте событий. Согласно сохранившимся историческим документам и воспоминаниям очевидцев власть советов рабочих и солдатских депутатов вводилась не только мирным, но и вооруженным путем.

Примечательно, что среди представителей исторической науки принято считать, что полномасштабная гражданская война началась 14 мая 1918 года после восстания Чехословацкого корпуса на ж/д. станции Челябинска. И даже в условиях политической нестабильности город продолжал развиваться. В частности, в 1918 году ввели в строй Челябинский элеватор, который должен был сыграть важнейшую роль в обеспечении региона зерном.

К середине 1919 года в Челябинске окончательно восстановили и создали новые органы власти, а с 3 сентября 1919 года он стал губернским центром, позже — окружным.

В довоенный период

В начале 1934 года постановлением ВЦИК была сформирована Челябинская область. Город стал ее административным центром, а в 1937 году чудом избежал переименования в Кагановичград.

В то же время ни на минуту не прекращалось промышленное развитие Челябинска. Достаточно сказать, что если к 1919 году в городе действовало только 2 предприятия, то с начала 1930-х там стали работать абразивный, тракторный, ферросплавный, станкостроительный и цинковый заводы.

Великая Отечественная война

В годы ВОВ Челябинск (история города в конце XX века будет рассказана далее) играл важную роль в деле обеспечения действующей армии бронетанковой техникой.

С самого начала войны город принял несколько сотен тысяч эвакуированных граждан. В результате население Челябинска выросло в 2,5 раза, достигнув 630 000 человек. На базе более 200 эвакуированных предприятий, путем слияния с местными производствами, были созданы индустриальные гиганты ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Кроме того, с 1941 по 1945 год Челябинск (история города в этот период — это рассказ о массовом трудовом подвиге советских людей) стал местом размещения наркомов танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения и электростанций.

В этот период произошло соединения мощностей местного тракторного завода с эвакуированными Харьковским моторостроительным и ленинградским Кировским заводами. Это позволило наладить выпуск танков Т-34 в рекордно короткие сроки. В течение ВОВ в Челябинске было выпущено 60 тысяч дизелей для боевых гусеничных бронемашин. Кроме того, на заводе имени Колющенко освоили производство знаменитых «Катюш». Предприятия Челябинска в 1941-1945-м годах производили также дизельные моторы, боеприпасы, электрооборудование для бронемашин, детали для автомобилей ЗИС и танков, а также другую продукцию, необходимую для победы.

После войны

После победы Челябинск стал поставщиком техники, оборудования и рабочей силы для восстановления Донбасса, Сталинграда, ДнепроГЭСа и других разрушенных населенных пунктов и важных промышленных и энергообъектов нашей страны.

В 1947 году был утвержден план развития города. В результате его реализации появились новые микрорайоны и промышленные предприятия.

К 1960 году в городе резко возросло и число высших учебных заведений, а в 1976 году там открылся ЧелГУ, ставший первым классическим университетом Южного Урала.

Особенно бурный промышленный рост в Челябинске был зафиксирован в начале 80-х, когда его предприятия заняли ведущие позиции в сфере производства нержавеющей стали, труб, ферросплавов и дорожных машин.

Город развивался и в культурном отношении. В частности, в 80-е там открылось новое здание драмтеатра на 1 200 мест, зал камерной и органной музыки, геологический музей, а также памятники «На новый путь» и И. Курчатову.

Современный период

Первая половина «лихих» 90-х годов стала сложным периодом для Челябинска, так как ознаменовалась банкротством предприятий, невыплатами зарплат и недофинансированием программ социальной сферы. К счастью, такая ситуация продлилась сравнительно недолго, и уже к концу этого десятилетия в городе возобновила работу промышленность, а многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. Стало наблюдаться оживление и в других сферах. В частности, в 1996 году был открыт зоопарк. В 2004 году история улиц Челябинска пополнилась новой страницей, так как знаменитая Кировка стала пешеходной и превратилась в любимое место прогулок туристов и горожан. Еще через два года переехал в новое здание ГИМ Южного Урала открыто новое здание, а в 2009 году — ледовая арена «Трактор», которая вмещает 7 500 зрителей.

Из известных событий, произошедших в Челябинске в последнее десятилетие, можно отметить падение метеорита, когда от взрывной волны пострадало 7 320 зданий.

Читайте также  История названия города екатеринбург

День города Челябинска

В 2016 году этот праздник был особенным. Ведь городу исполнилось 280 лет! День города Челябинск отметил 10 сентября пышными торжествами и народными гуляниями. Всего состоялось 60 мероприятий. Так как уместить их все в 24 часа было невозможно, празднество растянулось на несколько дней и в нем приняли участие многие столичные звезды.

Теперь вы знаете, какие интересные события происходили в городе Челябинске. Сегодня он относится к числу промышленных гигантов нашей страны и уверенно смотрит в будущее.

Если вас заинтересовали история и традиции Челябинска, обязательно посетите этот город, где ваше любопытство можно будет удовлетворить, побывав в музеях и пообщавшись с местными жителями.

Путешествия по городам России и зарубежья

Пешие экскурсии

Коротко о Челябинске

Челябинск – уникальное место, где Европа встречается с Азией. Город РФ, который входит в семерку самых крупных по числу населения. Об этом населенном пункте ходит множество легенд и анекдотов, но несмотря на его популярность в народном фольклоре, он остается крупным уральским центром, значимым в истории, культуре и промышленности России.

Улица Кирова. Скульптура «Городские ворота»

Местоположение, флора и фауна

Челябинск располагается на уральско-сибирской границе в южной части горного хребта, на берегах реки Миаас. Умеренный климат и широкое распространение лесостепной зоны создали многообразие фауны и флоры. Несмотря на умеренно холодные зимы, здесь нашли свое пристанища широколиственные леса и хвойные боры. Также богат и разнообразен животный мир Челябинска. Встречаются представители ценных пушных пород.

Ковыль в поселке Касарги, Челябинская область

Короткая история Челябинска

История города богата также, как и территория области богата ископаемыми. Еще в 1736 году была построена первая крепость, давшая начало освоению земель. Развитие города происходило постепенно, без ярких всплесков. Первые военные события, охватившие территорию, относятся к 1770 –м годам, когда пугачевцы пытались осадить крепость. В 1781 году крепость была переформирована в город. Спустя год был утвержден герб города, который действует и до сих пор. Навьюченный верблюд символизирует развитую торговлю, т.к. город находился на пересечении путей.

Следующее событие произошло в 1788 г, когда была распространена сибирская язва, а группа врачей города смогли найти сыворотку от болезни. С 1896 года началось активное развитие города из-за запуска железнодорожной ветки, соединяющей Европу и Азию. С 1897 по 1917 гг. население выросло с 20 до 70 тысяч человек.

В советское время в городе активно развивалась промышленность, в наше время Челябинск считается одним из наиболее развитых промышленных центров России.

Челябинск на старой цветной фотографии Прокудина-Горского

Коротко о достопримечательностях Челябинска

Главными достопримечательностями города являются:

  • Улица Кировка – местный Арбат.
  • Сквер Алое поле.
  • Театр оперы и балеты им. М.И. Глинки.
  • Кинотеатр им. А.С. Пушкина.
  • Зал камерной и органной музыки.
  • Исторический музей Южного Урала.
  • Музей изобразительных искусств.
  • Челябинский железнодорожный музей.
  • Музей завода ЧТЗ.
  • Свято-Симеоновский кафедральный собор.
  • Александро–Невская церковь.

Эти и многие другие объекты достойны внимания каждого гостя города.

Органный зал Родина Челябинска — одна из главных культурных достопримечательностей города.

10 коротких интересных фактов о Челябинске

1. Танкоград – именно так называют город жители. Во времена ВОВ здесь производили огромную часть тяжелой техники Союза.
2. К концу военных действий 1945 г 30% техники (самолеты, танки и тд) содержали в себе сталь, родом из Челябинска.
3. Город входит в 20 российских населенных пунктов, которые по плану американцев должны были быть подвержены атомной бомбардировке.
4. Челябинск стал известен всему миру после того, как в 2013 г. возле его окрестностей упал метеорит.
5. Город – граница между Европой и Азией.
6. Самые максимальные температуры, зафиксированные в Челябинске: -49, +40 по Цельсию.
7. Город входит в ТОП 10 по РФ, где преступность наименее развита.
8. Это единственный крупный город РФ, в центре которого вполне уютно расположился лес, площадью 12 кв метров.
9. Поклонники Остапа Бендера ценят Челябинск за то, что в нем много лет жил прототип героя – Осип Шор.
10. Для ценителей развлечений в городе имеется особая достопримечательность – второе по высоте колесо обозрения. Его диаметр 73 метра.

Пешеходная улица в Челябинске. Верблюд и дети.

Похожие записи:

  1. Коротко о Владивостоке
  2. Коротко о Риге
  3. Коротко о Риме
  4. Коротко о Петергофе

Коротко о Челябинске : 1 комментарий

«4. Челябинск стал известен всему миру после того, как в 2103 г возле его окрестностей упал метеорит.»

Обратите внимание на год Ничуть не удивлюсь, если в Челябинске уже изобрели машину времени, но всё-таки полагаю, что речь идёт о 2013 годе. Исправьте год, пожалуйста

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

13 сентября в истории. Челябинск

В этот день 13 сентября 1736 года полковником Алексеем Ивановичем Тевкелевым основан город Челябинск.

Основание Челябинска

«… на реке Миясе в урочище Челябы, из Миясской крепости в тридцати верстах заложил город…»

Скупые строки из отчета полковника Алексея Тевкелева. Никто не планировал в этих местах крупного города. Беспокойные земли, где бушевали «башкирские шатания». И Тевкелев был известен отнюдь не как градостроитель, а как усмиритель мятежей.

С целью создания укрепленных поселений на южных границах империи была организована Оренбургская экспедиция, в составе которой были военные чины. В результате на Южном Урале появилась линия крепостиц: Оренбургская, Верхне-Уральская, Степная, Троицкая, Чебаркульская, ну, и Челябинская.

Сохранилось первое описание этой крепости от 1742 года немецкого путешественника Гмелина:
«…Эта крепость также находится на реке Миасс, на южном ее берегу, она похожа на Миасскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих бревен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей… при этой крепости располагается главная квартира обоих Драгунских полков, а также старого Сибирского и вновь сформированного Оренбургского, которые сначала стояли лагерем среди домов слободы, чтобы держать в узде башкиров, а также предотвращать набеги киргиз-кайсаков…»

Статус города

Вплоть до 1780-х годов Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки. Но к этому времени термин крепость постепенно вышел из употребления. В 1787 году Челябинск получил официальный статус города и украсил его герб не пушка и не крепостная башня, а верблюд – символ степной торговли. Однако пока коммерция процветания не принесла. Проезжая через Челябинск в 1837 году в свите цесаревича Александра поэт Василий Жуковский был краток:
«Челябинск. Бедный городишко».

«Ворота в Сибирь»

Но уже тогда в городе зарождалась торгово-ремесленная прослойка, которая со временем превратит Челябинск в торгово-промышленный центр царской России. Все изменилось в 1892 году благодаря императору Александру III. Это было связано со строительством Сибирской железной дороги через Уфу-Златоуст-Челябинск. Сам государь вмешался в проект и отменил ранее предложенный вариант путей Казань-Екатеринбург-Тюмень. Когда из Москвы до Челябинска пошли первые поезда, город стал одним из крупнейших центров России. За Челябинском закрепилось неофициальное название «Ворота в Сибирь». За считанные годы население города выросло в несколько раз. Крупнейшие столичные и зарубежные компании создали здесь свои агентства и производили солидные торгово-финансовые операции.

В годы Великой Отечественной войны

Еще один рывок в развитие пришелся на 30-е годы. На годы индустриализации и, конечно, на годы войны. На Урал уже в осенние месяцы 1941 года были эвакуированы тысячи людей и целые заводы. Значительная часть вывезенного досталась Челябинску. Его население выросло в два раза. К его тракторному заводу прибавились мощности ленинградского Кировского и Харьковского моторостроительного – так появился знаменитый «Танкоград». Настоящий промышленный гигант, который одни только Т-34 производил по 20 штук в сутки. А на заводе имени Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – знаменитых «Катюш».

Челябинск в послевоенное время

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для разрушенной страны. Город стал основным поставщиком оборудования, техники и специалистов, которые восстанавливали Сталинград, Донбасс, Днепрогэс. Как говорят экономисты, именно тогда был сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. Так, из сторожевой крепости Челябинск переродился в центр степной торговли, а потом – в мегаполис с миллионным населением, мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала.

Челябинская
городская Дума

454113, г. Челябинск, пл. Революции, 2

Читайте также  Население города рязань

«Челябинск – современный мегаполис, живущий активной деловой жизнью. Сегодня принимаются существенные решения, позволяющие городу двигаться вперед. »

Председатель городской Думы
А.В. Шмидт

Информация

  • Устав города Челябинска
  • Проект решения «О внесении изменений в Устав города Челябинска»
  • Ваш депутат
  • Избирательные округа
  • Генеральный план
  • Инициативные проекты
  • Правила землепользования и застройки
  • Правила благоустройства
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса
  • Муниципальная служба

Приоритетный партийный проект
Формирование
комфортной городской
среды

ДЕПУТАТСКИЕ БУДНИ

История Челябинска

История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор. В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города.

В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала.

Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.

В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 — ок. 20 тыс. человек, 1910 — более 60 тыс., 1917 — ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.

Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.

После октябрьской революции власть Советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооруженным путем. Только во второй половине 1919 г. в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан Революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. В сентябре 1919 г. Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии, преобразованной в 1924 г. в Челябинский округ Уральской области. 17 января 1934 г. город стал областным центром Челябинской области.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. В начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш».

В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории. В начале 50-х гг. здесь еще преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Но уже в 1947 г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Был окончательно сформирован промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 г. машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 г. введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 г. запущена доменная печь № 5 — завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас — ЧМК) становится флагманом черной металлургии СССР.

Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз науки и производства. В 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинский политехнический институт (сейчас — ЮУрГУ). Его выпускники-инженеры особенно ценились как высококвалифицированные специалисты. К 1960 г. в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале — ЧелГУ был основан в 1976 г. К 80-м гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Начало 70-х гг. для Челябинска было ознаменовано развитием здравоохранения и образования. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель.

К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин.

В это время отмечается бурное развитие культурной жизни Челябинска. Открывается драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 г. Челябинск отметил 250-летие со дня своего основания. К юбилею города были открыты Геологический музей, Зал камерной и органной музыки и многочисленные памятники монументального искусства (памятник И.В. Курчатову, «На новый путь» и другие).

Первая половина 90-х гг. стала сложнейшим периодом для всей страны: банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование социальных программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. В городе, сохранившим свой статус крупного индустриального центра, несмотря на закрытие целого ряда предприятий, стали развиваться современные технологии производства. Многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск попал в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. была построена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

Во второй половине 2000-х гг. в Челябинске началась полномасштабная реконструкция и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были построены новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008 г. город сдал рекордное количество жилья за всю свою историю — 880 тысяч квадратных метров

В столице Южного Урала сильны и спортивные традиции. Действуют крупные стадионы и бассейны, Центр дзюдо, в котором в 2012 году впервые в России прошел Чемпионат Европы, ледовые арены «Юность», «Трактор» и «Уральская молния» имени шестикратной олимпийской чемпионки, уроженки Челябинской области Лидии Скобликовой. Здесь тренируются конькобежцы, хоккеисты, фигуристы, созданы условия для занятий керлингом и шорт-треком.

Говоря о спорте, невозможно не упомянуть о старейшем в стране легендарном челябинском хоккейном клубе «Трактор». Он был основан в 1947 году как спортивный клуб Челябинского тракторного завода. Золотой эпохой в советской истории «Трактора» стали 70-е годы. Клуб и сегодня продолжает воспитывать юных хоккеистов, а основной состав «взрослой» команды выступает в Континентальной хоккейной лиге.